Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • ESG-регулирование финансовых рынков
16.01.2020 Аналитика

ESG-регулирование финансовых рынков

Регулирование на основе бизнес-модели ESG-банкинга требует расширения учитываемых в работе банка рисков: экологических, социальных процессов и долгосрочных перспектив. Опыт банка «Центр-инвест», успешно реализующего бизнес-модель ESG-банкинга в России, показывает, что саморегулирование на основе ESG-принципов дает конкурентные преимущества


ESG — принципы и риски

Важные политические решения по охране окружающей среды требуют регулирования финансовых рынков с учетом изменения климата и решения других задач Целей устойчивого развития (ЦУР). Центральные банки и надзорные органы создали два года назад Группу по регулированию зеленой экономики (Network for Greening the Financial System — NGFS) для обмена опытом по развитию окружающей среды и управления рисками в финансовом секторе, а также мобилизации финансовых средств для поддержки перехода к устойчивой экономике. Сеть NGFS включает в себя 48 членов и 10 наблюдателей.

В октябре этого года NGFS опубликовала Руководство по устойчивому и ответственному инвестированию для управления портфелем центральных банков. Обсуждение этого документа для регуляторов в рамках Форума институциональных инвесторов FAROS вызвало большой интерес участников, поскольку это первая попытка регуляторов сформулировать свою позицию по отношению к ответственным инвестициям.

Опрос NGFS показал, что 60% центральных банков используют более широкий подход на основе ESG-принципов (ESG — Environmental, Social, and Governance — экологической, социальной и управленческой ответственности), и только 16% используют климатическую направленность. ESG-принципы образуют неразрывное единство и работают только тогда, когда закреплены в корпоративных процедурах, положениях операционной деятельности, в системе управления рисками, учете, отчетности, мониторинге, информационных технологиях, корпоративной культуре и отношениях с клиентами и глобальными партнерами. Стандартизация этих процессов в целях сокращения рисков финансовых рынков — предмет деятельности регуляторов и должна отражаться в работе над техническими документами, сценариями климатических рисков и надзорной практики. Процесс внедрения ESG-принципов требует, чтобы регуляторы и надзорные органы заявили свою позицию приверженности им, показали инвесторам готовность снизить материальные риски ESG, а также репутационные риски, которые регуляторы должны надлежащим образом учитывать в своих операциях.

ESG-регулирование: опыт центральных банков

Новое поколение инвесторов интересуют не только доходность и риски, но и источники доходов, а также степень воздействия инвестиций на экологические, социальные процессы и перспективы развития. Инвесторы стремятся улучшить профиль риска — доходности портфеля с учетом критериев ESG. Репутационные риски и демонстрация собственного опыта являются главными мотивационными факторами для центральных банков в продвижении ЦУР: тяжело призывать финансовую отрасль к действиям по устранению связанных с климатом рисков, но не включать эти риски в свои собственные операции.

Авторы исследования выделяют пять стратегий, которые используют центральные банки для ESG-регулирования.

  • Негативный отбор (отрицательный скрининг) означает ограничение инвестиционного пространства на основе заранее выбранных критериев, исключение спорных компаний, секторов или стран из списка инвестиций для устранения репутационных рисков. Некоторые виды бизнеса признаются неприемлемыми и исключаются из финансирования.
  • Лучший в своем классе (положительный скрининг) основан на сравнении характеристик ESG фирмы с аналогичными участниками рынка. Сравнение происходит на основе отобранных критериев и их взвешенных комбинаций по секторам, продвинутости ESG-принципов. Лучшая компания может избираться как эталон, который используется регулятором в качестве ориентира для других участников рынка.
  • Интеграция ESG предполагает дополнение традиционного финансового анализа включением всех значимых ESG-критериев для улучшения профиля риска — доходности портфеля. Эта стратегия используется инвесторами для оценки премии за базовые ESG — риски.
  • Инвестиции в воздействие оценивают наряду с финансовыми доходами положительное воздействие на решение социальных и экологических проблем. Центральные банки могут устанавливать стандарты для таких инвестиций в зеленые и социальные облигации с учетом кредитного риска.
  • Голосование и участие возможно в компаниях, где центральные банки входят в органы управления. Такая стратегия требует определения целей, ключевых показателей эффективности, их мониторинга и сроков достижения.

В зависимости от структуры своего портфеля (портфели государственной политики, собственные портфели, пенсионные портфели и портфели третьих сторон) центральные банки применяют перечисленные стратегии. Чаще всего используется негативный скрининг и инвестиции в зеленые облигации. Возрастает роль стратегий «Лучший в своем классе» и ESG-интеграции.

Мониторинг ESG-регулирования необходим, чтобы контролировать достижение целей, и требует определить сами показатели, их доступность, сопоставимость, единообразие и источники данных. Контроль инвестиционного процесса на основе отобранных данных может осуществляться традиционными статистиками анализа рисков портфелей: отклонений, концентрации, волатильности.   

40% центральных банков используют стороннего поставщика данных ESG. Показатели, используемые для мониторинга прогресса в достижении внебюджетных целей, часто связаны с более широкими категориями воздействия, такими как отраслевые темы (энергетика, здравоохранение, водоснабжение и т.д.) или ЦУР (климатические меры, гендерное равенство и др.).

За последние несколько лет было выдвинуто несколько инициатив для измерения и отчетности по данным об экологическом и социальном воздействии, включая проект управления воздействием (IMP), стандарты отчетности о воздействии инвестиций (IRIS), глобальную инициативу по отчетности (GRI), стандарты SASB и принципы ICMA. Инвесторы используют разнообразный набор метрик и методов для измерения нефинансовых воздействий, управления ими и отчетности по ним.

В зависимости от направления, сектора и географии регуляторы могут использовать различные метрики:

  • для оценки воздействия на климат это могут быть показатели выбросов парниковых газов;
  • для оценки социального воздействия — показатели развития инфраструктуры, доступности услуг;
  • для оценки воздействия на окружающую среду можно было бы принять во внимание широкий спектр загрязняющих веществ, выделяемых в воздух, воду и землю.

ESG-учет и отчетность

Центральные банки должны вести учет ESG-политики для самооценки, для других государственных органов, анализа данных и стресс-тестирования. Целевая группа по вопросам раскрытия финансовой информации, связанной с изменением климата (TCFD), рекомендует раскрывать четкую, сопоставимую и последовательную информацию о рисках и возможностях, связанных с изменением климата, и охватывать четыре основные области: 1) управление (роль органов управления в решениях на основе ESG- принципов, оценке рисков и возможностей); 2) стратегия (описание учитываемых ESG-рисков, влияние рисков и возможностей на стратегию и финансовые планы, рассмотрение сценариев развития), 3) управление рисками (выявление существенных рисков, процессов управления ESG-рисками) и 4) показатели и цели (описание показателей ESG-рисков и возможностей, прямых и косвенных выбросов, целевые значения показателей).

60% центральных банков используют более широкий подход на основе ESG-принципов, и только 16% используют климатическую направленность

Центральные банки могут раскрыть информацию по более широкому кругу вопросов ESG на основе требований, установленных принципами ответственного инвестирования (PRI) и стандартами отчетности по устойчивому развитию, разработанными Глобальной инициативой по отчетности (GRI).

В исследовании приводятся примеры использования центральными банками стратегий ESG-регулирования в разных странах, из которых видно, что ни одна стратегия не является доминирующей. Например, ЦБ Норвегии использует ESG-критерии в управлении государственным пенсионным фондом и ведет диалог с более чем с 1000 компаний. Банк Италии формирует инвестиционный процесс на основе интеграции ESG-принципов: долгосрочный профиль риска — доходности, избежание конфликта интересов и отказ от ценных бумаг банковского, финансового и страхового секторов, рыночные операции с валютой для стабилизации цен. ESG-политика направлена на исключение компаний в секторах, не соответствующих глобальному договору ООН, и предпочтение компаний с самыми высокими баллами ESG. ЦБ Франции принял хартию, в которой взял ответственность за выполнение обязательств Парижского соглашения по климату. ЦБ Венгрии принял решение создать специальный портфель зеленых облигаций для стимулирования развития этого сегмента рынка. ЦБ Нидерландов принял Хартию ответственного инвестирования и стремится обеспечить адекватную доходность при минимизации экологических, социальных и управленческих рисков (ESG) наряду с финансовыми рисками своих активов в долгосрочной перспективе.

ESG и кредитные рейтинги

Кредитные рейтинги показывают вероятность дефолта, ESG-рейтинги — социальную значимость деятельности компании-эмитента. Обе информации сегодня важны для участников рынка. Мировые рейтинговые агентства считают критерии ESG в значительной степени частью своих оценок и влияют на рейтинговые действия. Но интеграция критериев ESG в кредитные рейтинги — непростая задача. Здесь возможны разные решения: создание единой шкалы обобщенного рейтинга, суммирование рейтинговых оценок, построение моделей взаимного влияние разных рейтинговых шкал, сравнение с эталоном и другие.

ESG-саморегулирование: опыт банка «Центр-инвест»

Регулирование на основе бизнес-модели ESG-банкинга требует расширения пространства учитываемых в работе банка рисков: экологических, социальных процессов и долгосрочных перспектив. На практике это означает идентификацию и квантификацию рисков (европейские коллеги используют термин таксономия), мониторинг и не только отчетность по финансовым показателям, но и нефинансовую отчетность. 

Опыт банка «Центр-инвест», успешно реализующего бизнес-модель ESG-банкинга в России, показывает, что саморегулирование на основе ESG-принципов дает конкурентные преимущества:

  • кредитование только эффективных проектов в реальной экономике (малый бизнес, агробизнес, коммунальное хозяйство, энергоэффективность, молодежное, женское предпринимательство);
  • учет социальных рисков (кредитование ремонтов многоквартирных домов, проектов социального предпринимательства, социально-образовательные проекты для разных групп населения, проекты финансовой грамотности, доступности финансовых услуг и диджитализции);
  • прозрачная система управления, мониторинга и отчетности, которая удовлетворяет требования акционеров, партнеров, клиентов, сотрудников и разных контролеров, проверяющих банк 3850 человеко-дней в году.

При этом банк «Центр-инвест» успешно выполняет требования регуляторов, имеет высокую рентабельность (ROE = 12,7%) и достаточность капитала (CAR = 17,7%, Tier1 CAR = 16.1%).

Взаимосвязь рейтингов финансовых показателей и ESG-рейтингов проявляется в том, что банк «Центр-инвест» имеет достаточно высокие для российских банков рейтинги Moody’s (Ba3/stable), ACRA (A(ru) /stable) и Vigeo Eeris (17/76).

ЦБ Франции принял хартию, в которой взял ответственность за выполнение обязательств Парижского соглашения по климату

Банк «Центр-инвест» ежегодно публикует интегрированную отчетность о свой деятельности. Банк профинансировал более 20 тыс. проектов энергоэффективности на сумму свыше 17 млрд рублей, что позволило сократить выбросы СО2 на 200 тыс. тонн в год (эквивалентно высадке 8,1 млн деревьев). Наряду с финансовыми показателями Банк раскрывает информацию о своем влиянии на развитие экономики: 90% доходов «Центр-инвест» получает от кредитования реального сектора экономики, 36% полученных доходов получает население — вкладчики банка, 19% — составляет оплата труда сотрудников и налоги государству, 17% — оплата поставщикам, 28% инвестируется в развитие Банка и идет на выплату дивидендов. В социально-образовательных проектах Банка приняли участие более 100 тыс. человек. Зеленые облигации банка «Центр-инвест» успешно размещены на Московской валютной бирже.

За три квартала 2019 года Банк направил 38,3 млрд рублей на реализацию проектов ЦУР и 50 млрд рублей — на реализацию национальных проектов, в том числе 27,4 млрд — по программам государственной поддержки.

Банк «Центр-инвест» является членом The Global Alliance for Banking on Values (GABV), объединяющего более 50 банков во всем мире, цель которых — использовать финансы для обеспечения устойчивого экономического, социального и экологического развития. 1 ноября 2019 года Банк стал участником «Принципов ответственного банкинга» — финансовой инициативы Программы ООН по окружающей среде (UNEP FI), объединяющей более 290 участников финансового рынка.






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ