Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Цифровые технологи и в финансовой сфере, в банкинге развиваются быстрее других отраслей. За такой динамикой часто не поспевает законодательство, но это нормальный процесс нормативного оформления новых технологий, их принятия и внедрения в практику. Иногда регуляторов критикуют за это, но, на мой взгляд, законодательное и технологическое развитие — это параллельные процессы. Не надо стремиться сразу принять всеобъемлющие законы, которые не дают навести порядок в бизнес-процессах банков и не регламентируют цифровизацию.
Быстрые платежи, биометрия, маркетплейс и другие проекты уже есть в российском законодательстве, но еще не внедрены повсеместно. Можно сказать, что законодательство задает моду, стимул, а игроки рынка могут его подхватывать и развивать. Так, «Центр-инвест» помогает найти баланс между нормативным и цифровым развитием, участвуя во всех пилотных проектах регуляторов и инициативных законотворческих рабочих группах.
Многие прорывные для Европы финтех-стартапы — это зачастую привычные и не самые популярные кнопки в мобильных приложениях россиян
Российский банковский рынок гораздо более креативен и мобилен, чем в Европе. Мы развивается скачками, как в пословице, долго раскачиваясь и потом перепрыгивая соседей. В прошлом веке Россия практически перепрыгнула через банковские чеки, от наличных сразу к технологичным банковским картам. В этом веке массовый потребитель, так и не успев привыкнуть к интернет-банкингу, с размаху прыгнул в мобильный. И в этом мы часто впереди планеты всей, как и, скажем, в платежных технологиях. Ни для кого не секрет, что Россия ― один из лидеров по бесконтактным платежам. Приезжая в Европу, мы часто удивляемся, что NFC-технологии и на смартфонах, и на картах не работают.
Россия для Европы ― это примерно так же, как Китай для планеты с точки зрения размера внутреннего финансового рынка и интернет-инфраструктуры. Поэтому многие прорывные для Европы финтех-стартапы — это зачастую привычные и не самые популярные кнопки в мобильных приложениях россиян.
Интересный вопрос: куда будет развиваться цифровой банкинг через 5–10 лет? Как это часто бывает, мы задумываемся, в каких сферах и в каком объеме людей в банках заменят технологии, искусственный интеллект (ИИ).
На мой взгляд, человек ― это смысл и центр любого банкинга. Кризис ― это не только когда есть нечего, но и когда аппетит пропал. Именно «аппетит» человека, стремление к лучшему и бОльшему результату двигает вперед экономику, а помогает ему в этом банковская система. В будущем эта система будет менее заметна за счет глубокой интеграции в потребительские привычки человека, но более эффективна вследствие внедрения решений, построенных на базе искусственного интеллекта.
ИИ заменит рутину, сократит привычные сегодня ошибки и риски, но и создаст новые — например, риск обучения ИИ нерелевантным набором данных и как следствие бОльшее количество погрешностей в его решениях, чем у статистически менее надежного человека. Технологии всегда будут и главным импульсом для развития рынка, и главным вызовом и риском.
Еще в начале 2018 года Абсолют Банк трансформировался из универсального участника рынка в нишевого, сделав ставку в новой стратегии на технологическое развитие в приоритетных направлениях бизнеса
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка