Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Стрессоустойчивость — на уровне. Банковская система сильная. Реально, она накопила настолько серьезный опыт выживания в экстремальных условиях дефолтов и нескольких кризисов, что в отличие от банков более «спокойных» экономик адаптируется быстро и уверенно.
Digital — и здесь хорошие новости. Увлечение, даже в чем-то чрезмерное, технологиями дистанционного обслуживания, мощнейшей волной накрывшее все крупные банки в последние годы, оказалось «пророческим». «Скупка» программистов целыми потоками с третьего курса вузов, создание отдельных цифровых многоэтажных подразделений, переманивание продуктовых и IT-команд друг у друга в «мирное» время немного напоминало гонку амбиций. Но! Результат, объективно, отличный. По проникновению ДБО и еще ряду параметров оценки уровня развития интернет-финансов у России очень неплохие показатели. Даже в сравнении со странами, которые всегда воспринимались как технологические лидеры.
В итоге в сегменте безрискового и транзакционного бизнеса наша финансовая система оказалась почти идеально подготовленной к очередному стрессу. Все работает практически без перебоев, и оперативные «фишки» типа продления срока действия в мобильных банках карт с истекшим сроком действия тоже оказались очень кстати.
Рисковый сегмент, кредиты — очевидно, что выплывут не все. Не все клиенты. Особенно в малом и среднем бизнесе. И здесь кроется серьезная и «многогранная» опасность с отложенным на несколько месяцев эффектом.
В сегменте безрискового и транзакционного бизнеса наша финансовая система оказалась почти идеально подготовленной к очередному стрессу
Конфликтов будет немало. И нюансов тоже. Но если «верхнеуровнево» — решение одно: суметь достойно демонстрировать позицию ответственного перед клиентами банка. Главная сложность, с которой столкнутся в ближайшее время почти все принципиальные по отношению к заемщикам и должникам финансовые организации — обвинения в жестком ведении бизнеса! И единственный выход — идеально расставить акценты. Банки несут обязательства. Перед вкладчиками, акционерами, мировыми кредиторами. Залог выполнения их обязательств — ответственное ведение бизнеса и заемщиков перед банками. Форс-мажор? Повод договариваться и обсуждать приемлемые варианты и условия. Но любое — явное или скрытое — «обнуление» обязательств заемщиков, к сожалению, неприемлемый вариант ни для выхода из ситуации, ни для публичного PR «гибкого банка». Ни при каких обстоятельствах. Один-два таких кейса в медиа — и все «поедет» вниз.
Единственный репутационный выход для банков — согласованно и цельно отстаивать право на роль гаранта устойчивости финансовой системы только при условии сознательности, ответственности и достойного отношения к ситуации всего бизнеса.
Банковская весна началась с медийного события, которое точно можно назвать знаковым — и для спорта, и для всего финансового мира. Впервые в новой истории российского футбола у Российской премьер-лиги появился не просто титульный партнер, а титульный партнер в лице банка. И этот банк — без отделений