Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • HR-реалии эпохи локдауна
19.06.2020 FinCorpАналитика

HR-реалии эпохи локдауна

Для работодателя и службы HR в кризис одинаково важны два параллельных процесса — значительный найм и существенное увольнение персонала. В текущей ситуации активизируются перебежчики, поэтому особенно важно, чтобы HR занимал в структуре проактивную позицию бизнес-партнера


По опыту предыдущих кризисов, банки и страховые компании страдали от их последствий больше других компаний. В текущий кризис меньше пострадают те, кто выступает как маркетплейсы, в том числе брокерские компании, предлагающие потребителям более широкий спектр продуктов разных разработчиков. 

Многим страховщикам и банкам бороться за клиента будет сложнее, и по мере того, как их активы будут таять, им будет нужно все меньше сотрудников для обслуживания «сдувшегося» портфеля. Анализ качества банковских портфелей только начинается, и даже в сентябре он не будет закончен, что затрудняет построение прогнозов.

По оценке Торгово-промышленной палаты, проводившей опрос среди представителей малого и среднего бизнеса, около 3 млн предпринимателей могут прекратить свою деятельность. По другим свежим опросам, 58% россиян уже отметили снижение совокупного дохода в семьях, 33% сообщили о переменах в трудовых отношениях, из них у 52% сократились зарплаты, и не учитывать фактор домохозяйств было бы странным. Официально оформленных сокращений по финансовому сектору в период карантина — минимум, однако можно предположить, что вместо «признавшихся» 16% работодателей вынужденные отпуска не оплачивают более трети предприятий, но это не афишируют. 

Факторы неопределенности

Вопрос в России стоит остро: реструктуризация долгов пройдет из собственных ресурсов банков или с госдотациями? Еще один фактор неопределенности — действия правительства. Утвержден годовой план реанимации экономики с обязательством роста ВВП на 2,5%. У предприятий, входящих в периметр экосистемы, в этой связи есть определенные ожидания, поскольку спасать финансовый сектор от краха в кризис — нормальная практика государств во всем мире, в частности в России.

Финансовые институты, как и все на рынке, будут затягивать пояса, сокращать административные расходы, которые раздувались, особенно в банках (страховщики реже позволяли себе летать на частных самолетах). В кризис отложат запуск рискованных инвестиционных проектов, частично заместят их проектами цифровизации и технологической трансформации в ногу со временем. Известны страховые компании, агенты которых (за пределами Москвы) до сих пор буквально на коленках выписывают полисы.  

Построить прогноз относительно кадровой политики можно, опираясь на опосредованные данные. Хотя представители Банка России обозначают уровень безработицы всего 5,6% по итогам мая 2020 года (Росстат назвал 5,8% по методологии Международной организации труда), что соответствует показателю начала 2016 года — экспертами рынка труда и экономистами фактический уровень безработицы в России прогнозируется на уровне 8-9%, и уже в июне он может увеличиться. Эту тенденцию роста подтверждает глава Минтруда.

Аналитики теряют позиции

Страховые компании в любые кризисы особенно сильно ощущают резкое снижение спроса на долгосрочные страховые продукты (от 5 до 20 лет). Не упадут платежи по имущественным видам страхования. Соответственно команды будут распускать, а оставшихся сотрудников фронт-офиса переведут на жесткие условия с минимизацией фиксированных окладов и высоким процентом от сделки.

Ожидаются серьезные волнообразные сокращения. В первую очередь будут оставлять высококомпетентные уникальные кадры из отделов актуарных расчетов, андеррайтинга, сюрвея или продуктовой фабрики, компетенции которых сложно заместить в будущем. Персонал будут сокращать в бэк-офисах, обеспечивающих сопровождение полисов по иным бизнесс-процессам.

По рынку резко упадет спрос на финансовых аналитиков, в том числе потому, что расцветает направление data science, которое требует меньшего вовлечения людей в рутинные расчеты и построение графиков. На финансовом Олимпе останутся лучшие из них и специалисты новой школы, работающие с машинными алгоритмами. В кризис высок спрос на обучение по этому направлению в сильных онлайн-школах от «Яндекса» и Mail.ru Group. 

Эффективность под контролем

Многие для отслеживания реальной нагрузки на «удаленке» ввели жесткие системы контроля времени. Анализ качества труда и вклада персонала уже к июлю приведет к пониманию того, кто не справляется на «удаленке», причем даже не по KPI, а по занятости по шкале времени и нагрузке. После анализа данных за апрель в отдельных случаях выявились эффективность и загрузка ниже на 20–30%, хотя сотрудник — на полной ставке. Компания делает вывод, что составом в 70% сотрудников можно будет сделать докризисный объем работ. Видимо, это будет влиять на решение оставить эффективного сотрудника работать из дома и вернуть ли в офис тех, чья производительность упала, или стоит с ними попрощаться.

Уже к осени будут утверждены новые HR-стратегии и стратегии офисного поведения: будут приняты решения, сколько нужно содержать рабочих мест. Допустим, по новому закону на одно рабочее место предпишут резервировать 10 кв. метров площади а не 7 кв. метров, при такой рассадке в офисах станет меньше свободных зон. 

Таким образом, складываются технологические и поведенческие тренды. 

На защите уволенных 

KPI зажмут так, что люди сами будут увольняться или им будут предлагать уволиться. Даже (корректнее сказать особенно) в финансовом секторе, при белых зарплатах, когда увольнения проходят с соблюдением трудового законодательства, с выплатой двух-трех окладов, мы ожидаем обострения конфликтов. Тем более что (не в пример Европе) наше правительство стимулирует людей доносить о фактах нарушений Трудового кодекса при увольнениях, подавая бизнесу сигналы: спасайтесь как можете, но людей не увольняйте. Я ожидаю, что суды будут восстанавливать людей на работе, поскольку количество безработных и так велико, и есть соблазн за счет банков и страховых компаний частично снизить объемы социальных пособий по безработице и возросшую нагрузку на госбюджет. 

58% россиян уже отметили снижение совокупного дохода в семьях, 33% сообщили о переменах в трудовых отношениях, из них у 52% сократились зарплаты

Посмотрим, какие будут основания при увольнениях. Возможно, это будет сворачивание объемов и проектов или несоблюдение рабочего тайминга. Сотрудники финансового рынка были очень удивлены, когда уже в конце апреля им предъявили пофамильные таблицы с сервиса отслеживания, где у некоторых было 65% загрузки, хотя они считали, что отработали все 100% в этом месяце. Возникли опасения, что им выплатят соответственно 65% оклада за указанный период. Для мира такие системы контроля при удаленной работе — норма, для нас — шок. Возможно, и для судов станет новой нормой, когда человека увольняют за то, что он из месяца в месяц неэффективен, то есть в рабочее время занят нерабочими делами.  

Фон поддержки

Крайне важна внутренняя PR-работа по донесению до персонала информации о новых продуктах и услугах, которые позволят компании занять большую долю рынка, остаться в лидерах или хотя бы удержать позицию, обеспечивающую бизнесу устойчивость. Люди тревожатся за доход семьи: никто не хочет однажды прийти на работу и увидеть закрытые двери. Особенно это относится к страховым компаниям, поскольку в банках более длинный цикл санации и даже ликвидации. 

Россия — не исключение

Корпорации bigtech, онлайн-мультисервисы и логистические службы, столкнувшиеся с ростом трафика, планируют дальнейшее развитие и поиск освободившихся квалифицированных кадров, и Россия — не исключение. 

Сегодня отличные перспективы у тех, кто может стать руководителем проектов, в условиях неопределенности достигать цели и решать сложные командные задачи. Размер оплаты их труда возрастет. Таких вакансий немало, а будет все больше. Практика видеособеседований стала повсеместной, и для хантеров быстро выйти на кандидата особого труда не составляет. Для работодателя и службы HR это означает два параллельных процесса в перераспределении — значительный найм и существенное увольнение. В кризис особенно важно, чтобы HR занимал в структуре проактивную позицию бизнес-партнера, а не реактивную, входил в совет директоров, мог предложить микшированную стратегию — выстроить HR-стратегию по замене персонала более качественным, позволить себе «закупить» лучших профессионалов и тем самым повысить индекс компетенций компании в важных областях. 

Стимулы для ключевых сотрудников

Для «топов» важны условия по опционам, по процентам от прибыли, годовым бонусам, соцпакеты стоят на третьем месте. Но все индивидуально, зависит от ранга специалиста.

Аккаунт-менеджеров или менеджеров private banking взращивают годами, и их будут перекупать на любых условиях, здесь соцпакеты и прочие «плюшки» в виде повышенных ставок комиссий играют значительную роль. 

Отдельно стоит категория IT-специалистов и целых команд внутри компании, in-house. Их выметают, «пылесосят» по всей России в центральные офисы двух столиц. Борьба за них не имеет границ, и в ближайшие годы их количество резко не прирастет, потому им перепадают всевозможные «печеньки» и обещания масштабов, «вкусных» технических проектов цифровизации.       






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ