Банковское обозрение

Финансовая сфера


10.06.2020 Аналитика
И малым, и крупным

О том, как развиваются рынки банковских гарантий и поручительств гарантийных фондов 


Гарантийный рынок разделяется на два больших сегмента — гарантии, выдаваемые банками бизнесу для осуществления внешнеэкономических сделок и обеспечения контрактов, и сегмент поручительств гарантийных организаций и институтов развития для получения банковских кредитов при недостатке залогового обеспечения. Оба эти сегмента крайне важны для реального сектора в кризис — первый позволяет продолжать контрактную деятельность, строительство, а второй — кредитоваться малому бизнесу даже при неблагоприятной конъюнктуре и ужесточении требований к заемщикам. Оба эти рынка нуждаются в поддержке в кризис. 

На грани капитала: какие меры нужны для расширения поддержки МСП

Предприниматели попали в трудное положение: приостановка бизнеса, снижение спроса на их продукцию и уровня доходов. В связи с ухудшением финансового положения малый бизнес все чаще получает отказ в предоставлении кредитования. Малый и средний бизнес всегда был для банков высокорискованным сегментом: уровень просроченной задолженности МСП на 1 апреля 2020 года — 11,7%, что выше, чем у физлиц (4,2%) и крупного бизнеса (6,1%), поэтому и процентные ставки по кредитам для МСП соответствующие. Для банков это слишком высокий показатель, более того, зачастую у предпринимателей нет достаточного залогового обеспечения. Поэтому в последнее время активно развивается и набирает популярность среди предпринимателей поддержка региональными гарантийными организациями (РГО). Интерес регионального бизнеса к гарантийной поддержке в 2020 году заметно превышает прошлогодний. Даже не имея в наличии достаточного залогового обеспечения, предприниматели могут воспользоваться кредитной поддержкой в разных объемах. Для расширения форм гарантийной поддержки МСП на федеральном уровне и в отдельных регионах запущены программы по лизинговым, микрофинансовым и факторинговым операциям. Многие гарантийные фонды и банки-партнеры, предоставляющие гарантии, уже принимают заявки и предоставляют решение онлайн.

В 2019 году объем выданных РГО поручительств составил 53,1 млрд рублей (на 10,5% выше, чем в 2018 году), в то время как гарантийный капитал 85 РГО на 1 октября 2019 года — 52,1 млрд рублей. Под эти МСП удалось привлечь почти 137 млрд рублей, однако по-прежнему доля кредитов, выданных с гарантийной поддержкой, в общих кредитах МСП не превышает 2-3% в среднем по стране, а в большинстве регионов ниже. Для того чтобы оказывать хоть какое-то существенное влияние на рынок, гарантийная система должна занимать на нем не менее 10%, а это требует докапитализации региональных фондов в несколько раз. «Но одной докапитализацией проблемы с расширением поддержки не решить: расчеты у РГО формируются на основе гарантийного капитала: доход РГО формируется за счет размещения временно свободных средств и стоимости поручительств, но его едва хватает на покрытие убыточности на уровне 5-6%, при том что просроченная задолженность МСП в Москве составляет 12%. В сложившихся условиях РГО стараются выдавать поручительства наиболее надежным в финансовом отношении заемщикам, чтобы держать выплаты на самом низком уровне и не уйти в минус. В кризисной ситуации риск непредсказуемого нарастания выплат весьма велик. Выход из ситуации видится в применении международного опыта с субсидированием выплат, без этого масштабировать систему будет сложно», — считает Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. К сожалению, снижает эффективность господдержки и то, что возможный способ наращивания гарантийного портфеля — прямое субсидирование выплат при наступлении гарантийного случая (убытка) — может привести к предвзятым вопросам в адрес гарантийных организаций при проверке контролирующими органами. Гарантийные организации стран Евросоюза, США, Азии работают в различных формах — агентства, банки, союзы и прочие организации, но в ключевые принципы их работы заложен механизм именно субсидирования выплат со стороны государства: один или несколько раз в год они заполняют «ведомость», и им перечисляют компенсацию. Это позволяет гарантийным организациям принимать на себя больший риск по кредитам МСП и тем самым предоставлять доступ к кредитам более широкому кругу заемщиков. В России к такому механизму рынок относится скептически, однако в этом году эксперимент начинается в Корпорации МСП. 

По национальному проекту РГО должна быть в каждом регионе, однако небольшие фонды сталкиваются с трудностями: маленький капитал фонды не могут разместить на бирже под хорошую ставку. Получается, что они находятся «меж двух огней»: высокую ставку не снизить и не отдать свои деньги под высокую ставку. Вместо того чтобы направить средства на выдачи, фонды их сохраняют для покрытия минимальных убытков. В результате РГО «фильтруют» выдачи и де-факто работают в максимально безубыточном сегменте кредитования, что вызывает недовольство рынка, недовольство партнеров. Фонды готовы выдавать больше, но для этого должна быть сформирована система возмещения убытков. В настоящий момент гарантийные организации выдают мало поручительств, банки не видят добавленной стоимости в сотрудничестве с фондами. Чтобы система росла и развивалась, нужны прозрачный и понятный механизм компенсации потерь, а также вовлечение в решение проблемы крупных федеральных игроков, таких как Корпорация МСП.  

Рынок должен сохраниться: важно не допустить снижения конкуренции на рынке банковских гарантий

Другой механизм гарантирования — предоставление банковских гарантий по контрактам. В 2018 году было выдано около 700 тыс. банковских гарантий. С 1 июля 2018 года информация, заносимая в реестр банковских гарантий, не публикуется в открытом доступе в ЕИС, к ней имеют доступ только заказчики и представители банков. По данным анкетирования «Эксперт РА», в 2019 году совокупный портфель гарантий, выданных топ-100 российских банков по объему активов, достиг 6,4 трлн рублей (на 14% выше, чем в 2018 году). Для банков этот сегмент привлекателен, они готовы работать с предпринимателями, поскольку уровень дефолтности по гарантиям значительно ниже (около 0,4%) по сравнению с кредитованием. Конечно, на рынке были примеры банков, которые получили серьезный объем «раскрывшихся» гарантий и соответствующие убытки. Были даже примеры принудительного ухода с рынка банков как раз из-за драматически высокого масштаба предъявленных претензий по гарантиям — несовместимого с существованием банка (например, кейс ОФК банка). Но в этих случаях речь шла скорее о фроде, злоупотреблениях, чем о принятии избыточных рисков с рынка. При качественном скоринге результаты банков на этом сегменте выглядят очень хорошо — это относится и к небольшим, и к крупным игрокам. 

Новое повышение планки рейтингового отсечения может стать ограничивающим фактором для многих банков, причем уже обладающих приемлемой для работы в этом сегменте кредитоспособностью

В прошлом году для выдачи гарантий банк должен был иметь кредитный рейтинг не ниже уровня «В-» и не менее 300 млн рублей капитала, с 1 января 2020 года требование стало жестче на один уровень: теперь планка отсечения рейтинг — «В». По состоянию на середину мая 2020 года, согласно перечню Министерства финансов РФ, таких банков 187, хотя годом ранее их было 207. Однако требования к уровню рейтинга в следующем году станут еще жестче на одну ступень (с 1 января 2021 года — «В+», обсуждалась идея и дальнейшего повышения — с 2022 года до «ruBB-», но пока это изменение не утверждено). Новое повышение планки рейтингового отсечения может стать ограничивающим фактором для многих банков, причем уже обладающих приемлемой для работы в этом сегменте кредитоспособностью (как раз с уровнем рейтингов «В»). 

Несмотря на это, рынок банковских гарантий все еще остается конкурентным, доля госбанков за последние три года даже снизилась на 10 п.п., до 65%, хотя доля крупных участников рынка растет. Даже в условиях пандемии рынок продолжает развиваться, заключаются новые контракты, под которые выдаются гарантии. Для дальнейшего развития также необходимо совершенствование системы госзакупок, в том числе доработка механизмов функционирования единой информационной системы (ЕИС), полноценный переход на электронный документооборот на всех этапах заключения и исполнения контрактов. Более того, структурированный формат банковской гарантии для госзакупок позволит сократить число отказов в ее принятии со стороны заказчиков.







Сейчас на главной