Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Искусственный интеллект — часть корпоративной платформы
19.07.2019 Best-practice
Искусственный интеллект — часть корпоративной платформы

Доступ к клиентским досье, состоящим из сотен миллионов документов, в операционной деятельности банка требуется ежедневно. И скорость доступа к информации здесь играет ключевую роль


Александр Кузнецов
Руководитель направления ECM корпорации «ЭЛАР»

Текущая информационная система в одном из наших банков-клиентов (входит в топ-50) не справлялась с объемом документов и ежедневными обращениями к ним, что приводило к нестабильности работы и падению производительности. В результате было принято решение о внедрении единой корпоративной системы на базе промышленной ECM-платформы, которая способна решить проблемы с хранением больших объемов документов и обеспечить бесперебойную работу с клиентскими досье для сотрудников банка из фронт- и бэк-офисов.

Решение

Работы были разделены на два основных блока: внедрение программной платформы и технологий текущего пополнения системы новыми документами и услуги по обработке накопленного исторического ресурса для массовой загрузки в систему электронного архива.

ECM-платформа

Возможности ECM-платформы покрывают весь спектр задач — от создания/обработки документов до архивного хранения. Одним из главных аргументов в пользу платформы является поддержка корпоративных web-сервисов и приложений электронного банка. На этих сервисах ведется обработка персональных данных в зашифрованном виде, что обеспечивает требуемый уровень их безопасности и защиты.

Для обеспечения катастрофоустойчивости и бесперебойной работы система построена на двух независимых серверах хранения с репликацией данных, двух промышленных СУБД и сервере приложений, поддерживающем работу web-сервисов. Серверы хранилища располагаются в различных офисах и при критическом сбое одного из них второй способен обработать все поступающие запросы. Таким образом достигается гарантированная надежность работы системы. Благодаря интеграции системы «электронный банк» с хранилищем ECM клиенты банка имеют доступ к архиву своих операций.

Услуги по наполнению системы с применением ИИ

Обработка архивных клиентских досье производилась в рамках договора на оказание услуг и включала в себя уникальную практику применения искусственного интеллекта для классификации, сборки комплектов документов и извлечения индексных полей. Наверное, впервые в столь глобальном проекте искусственный интеллект работал на пике своих возможностей, позволяя максимально быстро и эффективно систематизировать огромное количество документов.

В недавнем прошлом технологии «умного» распознавания сводились к работе с определенными видами формализованных документов. Другими словами, подобные решения в основном применялись для организации текущего ввода новых документов. В этом случае систему достаточно обучить работе с конкретным видом информации, создать необходимые шаблоны и алгоритмы для распознавания текста.

В недавнем прошлом технологии «умного» распознавания сводились к работе с определенными видами формализованных документов

Напротив, в процессе реализации проекта по переводу в цифровой вид больших массивов архивной информации, таких как клиентские досье, содержащих до 300 типов различных документов, использования «обычной» технологии распознавания недостаточно. Необходимо было спроектировать систему, позволяющую в короткие сроки создать систематизированный цифровой ресурс, подготовленный для загрузки в электронный архив и использования в текущей административной деятельности банка.

Задача искусственного интеллекта — сократить сроки проекта за счет облегчения и автоматизации работы операторов, задействованных в сканировании и последующей обработке массива документов. Для этого нужны совершенно иные алгоритмы и проектирование многоступенчатой системы распознавания.

Архивные документы не всегда имеют хорошее качество. Распознавать со 100%-ной точностью, даже с помощью ИИ, рукописный текст, сложные неформализованные документы весьма трудно. Но подобные экземпляры можно классифицировать, типизировать и подготовить для последующей ручной верификации. Система позволила выстраивать вероятностные модели, разделяя документы по группам: не требующие проверки и подготовленные для ручного индексирования.

Комплексный процесс оказания услуг выглядел следующим образом:

• работы по сканированию бумажных документов;

• обработка массивов скан-копий системой на основе ИИ;

• создание индексной базы данных с привязкой к документам в электронном виде;

• загрузка информационного ресурса в электронный архив на базе ECM.

В процессе обработки скан-копии в общем потоке поступали в систему, после чего производилась типизация документов — распределение их по типам (акт, договор, заявление и т.д.).

Далее запускалась автоматическая классификация, которая позволяла объединить документы в комплекты по определенным признакам:

• договоры банковского обслуживания, включающие акт, договор, заявление;

• документы клиента, состоящие из анкеты, паспорта, устава;

• бухгалтерские документы, имеющие в своем составе декларации, отчеты, балансовые документы;

• другая документация

Подобная операция позволяла создать иерархическую структуру документов для удобного извлечения атрибутивной информации. Каждый документ подвергался распознаванию по определенному набору алгоритмов: по типу документа определялась область, содержащая значимую информацию, проводилась проверка дат, номеров, адресов и других сведений в соответствии с загруженными в систему справочниками. Наконец, система переносила в базу извлеченные из документа сведения. Между тем человеческий контроль присутствовал всегда. Все этапы обработки — типизация, классификация, распознавание — дублировались с возможностью ручной верификации и корректировки результатов машинной обработки. Дополнительно система выстраивала рекомендательные модели, сообщая пользователям о сомнительных или неуверенных результатах автоматического распознавания.

Ключевые особенности проекта

• Масштаб системы — охватывает всю филиальную сеть

• Сотрудники банка имеют прямой доступ к электронному архиву

• Ведется управление уровнями доступа и полное протоколирование обращений

• Ежегодно поступает более 100 млн новых документов

• Катастрофоустойчивая архитектура и полное резервирование данных средствами промышленной ECM

• Интеграция с «е-банком» обеспечивает доступ клиентов к архиву своих операций

• Использование технологий ИИ для оптимизации обработки архивных документов в качестве услуги по переводу накопленных бумажных документов в электронный вид

Результат

Корпоративная система банка на базе ECM-платформы хранит учетные записи, отчеты и выписки по счетам, данные о транзакциях, произведенных отделениями банка по всей стране. Ежемесячно хранилище пополняется на миллионы разнотипных документов (около 40 типов). Сотрудники банка имеют возможность удаленно в любой момент «поднять» историю клиентов и операций, получить и распечатать нужные выписки. Электронный архив системы построен на промышленных технологиях, обеспечивающих безопасное и долговременное хранение информации. Реализация проекта позволила осуществить переход на современную и эффективную систему управления банковской информацией, создать банку единое цифровое хранилище операционных документов финансовой группы, обеспечить защищенный оперативный доступ к массиву документов в электронном виде и в итоге построить единую систему поддержки работы с клиентами, основанную на web-сервисах.




Присоединяйся к нам в телеграмм
Читайте также