Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Банки выдают средства клиентам в ситуации полной неопределенности
На финансовом рынке происходит настоящий кредитный бум. Клиенты банков и микрофинансовых организаций резко нарастили спрос на заемные средства. Но происходит этот всплеск активности не от хорошей жизни — у людей падают доходы, и они всеми силами стараются сохранить прежний уровень жизни. В этой ситуации финансовым организациям важно оценить риск невозврата выданных денег.
По итогам февраля 2020 года потребительское кредитование установило новый рекорд — средняя сумма выданного потребительского кредита составила 203,9 тыс. рублей. Об этом говорится в исследовании бюро кредитных историй «Эквифакс». Сопоставимое значение встречалось до февраля этого года лишь однажды — в апреле 2019-го. Но никогда подобный объем спроса на заемные средства не был зафиксирован в таком коротком месяце, как февраль. По оценке «Эквифакса» банки стали отказывать наиболее рискованному сегменту потребителей в предоставлении кредита и продолжили кредитовать более обеспеченную часть населения, способную обслуживать больший объем кредитов.
Но и обеспеченная часть населения в марте столкнулась с потерей работы и доходов в связи с пандемией коронавируса. Поэтому и наблюдается резкий спрос на кредиты. «В марте практически прекратились спам-звонки от банков с предложением кредита или кредитной карты», — поделился наблюдением директор по работе с клиентами компании «Ситигейт — Москва» Дмитрий Бобров. Он полагает, что банки перестали звонить с предложениями потенциальным заемщикам, так как им сейчас хватает работы с теми клиентами, которые приходят за кредитом самостоятельно.
На фоне падения курса рубля и роста инфляционных ожиданий потребители перестали откладывать принятие решений о крупных покупках. Таким образом россияне пытаются сохранить свои рублевые сбережения. «Ситуация разворачивается по сценарию 2014 года, когда при аналогичной волатильности курса рубля, к примеру, если брать рынок автомобилей, потребители в течение всего года инвестировали стремительно обесценивающуюся национальную валюту в покупку автомобилей», — отмечает управляющий Санкт-Петербургским филиалом РГС-банка Елена Веревочкина.
Кроме того, предпосылок к снижению процентных ставок по кредитам больше нет, и на рынке активизировались ожидания по росту ставок потребительских кредитов. Поэтому средства поспешили взять те, кто еще не решался или откладывал кредитные покупки в ожидании лучших ставок, считает специалист.
«Мы наблюдаем всплеск заявок за последнюю неделю примерно на 30–40%. Этому есть две причины. Во-первых, многие люди готовятся к самоизоляции и стали делать покупки впрок. Во-вторых, растет спрос на онлайн-кредитование, когда деньги переводятся бесконтактно», — прокомментировал ситуацию генеральный директор финансовой онлайн платформы Webbankir Андрей Пономарев.
В этой ситуации банкам и МФО главное — правильно оценить заемщика и его способность вернуть средства.
Банк России, правительство и президент предложили ряд мер для поддержки бизнеса и граждан. В частности, по выданным кредитам предложены некоторые послабления в части резервирования для банков, а для некоторых категорий граждан и компаний — кредитные каникулы, напомнила Елена Веревочкина. Она сказала, что многие банки сами организуют работу с заемщиками по реструктуризации долгов для предотвращения дефолтов в будущем. Но несмотря на предпринимаемые меры для поддержки экономики, уже сейчас очевидно, что последствия карантина и ослабления рубля негативно повлияют на бизнес. А это приведет к последствиям и для граждан. Выдавать кредиты, которые заемщики в дальнейшем не смогут обслуживать, банки не заинтересованы, ведь это прямо влияет на формируемые ими резервы и создает давление на капитал.
«Пока что серьезных изменений в процессе выдачи новых кредитов банками не происходит — как по части документов, так и по требованиям к заемщикам. Но мы очень внимательно следим за ситуацией и сможем быстро отреагировать ужесточением рисковых политик в случае ухудшения ситуации или отсутствия положительной динамики», — прокомментировала происходящее на рынке Елена Веревочкина.
Текущая ситуация создает предпосылки для роста числа просрочек в будущем. Также доля просрочки в процентном соотношении может проявиться на фоне снижения темпов роста кредитного портфеля в будущем.
Предсказать последствия влияния пандемии коронавируса на бизнес и доходы населения сейчас довольно сложно, полагает Андрей Пономарев.
Если ориентироваться на слова президента о том, что страна может преодолеть последствия пандемии за три месяца, то у финансового сектора должен быть запас прочности как минимум до июля
По мнению финансистов, ситуацию осложняет тот факт, что наш рынок еще не работал в условиях мировой эпидемии, поэтому понимания, как поступать правильно, ни у кого нет. Как нет и знаний, насколько долго продлится комплекс карантинных мер, будут ли они усилены, или же, наоборот, сняты, например, к маю.
«Мы понимаем, что в ближайшее время экономическая ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону, поэтому, конечно, учитываем это в наших моделях, стали еще более внимательно подходить к оценке заемщиков», — заявил Андрей Пономарев. Тем более выстроенная сегодня в большинстве МФО и банков IT-архитектура очень гибкая и позволяет корректировать скоринговые модели буквально в режиме онлайн.
Елена Веревочкина ожидает роста просрочки в 2020-2021 годах, однако полагает, что рост не превысит критической нормы. Сегодня существует ряд отработанных механизмов, например реструктуризация, кредитные каникулы, а также превентивные меры и ограничения Банка России при выдаче кредитов, которые помогут удержать рост просрочки в допустимых пределах.
Но в целом, если ориентироваться на слова президента о том, что страна может преодолеть последствия пандемии за три месяца, то у финансового сектора должен быть запас прочности как минимум до июля, считает Дмитрий Бобров. А вот хватит ли этого запаса прочности у клиентов, которые сейчас наращивают свои долги, — очень болезненный вопрос. Потому что многим секторам экономики и их работникам дана лишь отсрочка от платежей и к осени придется долги возвращать. При этом восстановится ли потребительский спрос в тех отраслях, работа которых сейчас фактически заморожена, так, чтобы получать прибыль и из нее возвращать заемные средства, — сейчас не понимает никто.
В связи с пандемией коронавируса наша жизнь претерпевает кардинальные изменения. Это касается и физических лиц, и организаций. На государственном уровне предпринимается ряд ограничений, которые сказываются на всех сферах жизни. Это порождает множество споров о соблюдении (нарушении) прав граждан. Прольем свет на наиболее острые вопросы
2024 год многие называют временем вкладчика из-за сохраняющихся привлекательных условий по депозитам благодаря высокой ключевой ставке ЦБ РФ. В чем именно хранить свои сбережения и как правильно рассчитать доходность, стоит ли опираться только на рублевые инструменты и есть ли альтернатива в иностранной валюте, «Б.О» рассказал начальник управления по работе с состоятельными клиентами «Привилегии ВТБ» Дмитрий Кобяков
Много говорилось о том, как использование микросервисных решений для банков увеличивает производительность, ускоряет вывод новых бизнес-продуктов на рынок и помогает банкам стать по-настоящему цифровыми. В сложившихся реалиях ЦБ уделяет повышенное внимание стабильности критической инфраструктуры, к которой относится и банковская. Поэтому возникает серьезный вопрос: как поведут себя «модные» микросервисы в случае серьезных сбоев? Сможет ли банк сохранить требуемую регулятором непрерывность предоставления услуг?
Согласно результатам исследования, опубликованным изданием Recycle, среди опрошенных предпринимателей, занимающихся экологичными проектами, только 13% пробовали применять данный инструмент для целей предприятия