Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В рамках FINOPOLIS 2019 его участникам выпала редкая удача: лично из уст Криса Скиннера (Chris Skinner), председателя Financial Services Club, услышать лекцию о трансформации банков в цифровую эпоху
В ходе лекции Крис Скиннер не раз в силу ограниченности по времени давал отсылку к своей новой книге «Цифровой человек», которая посвящена цифровой трансформации, и к своему блогу, где обещал дать некоторые дополнительные материалы. Материалы появились, поэтому предлагаем вчитаться в них и вспомнить, о чем говорил со сцены эксперт.
Крис Скиннер (Financial Services Club). Фото: Росконгресс / Евгений Реутов
История ошибок
Билл Гейтс в 1990-х годах предрек: «Нам нужен банкинг, но нам при этом сами банки больше не нужны». Он ошибался.
В конце 1990-х годов на семинаре по банковскому делу Дэвид Ллевеллин, «профессор денег» (professor of money), заявил: «В ближайшие пять лет в банковском деле будет больше изменений, чем мы видели за последние пятьдесят лет». Он ошибался.
В 2009 году, размышляя о финансовом кризисе, Пол Волкер, бывший глава ФРС США, сказал: «Банкомат был единственным полезным нововведением в банковской сфере за последние двадцать лет». Он ошибался.
Хотя, возможно, на тот момент времени эти выдающиеся люди были в чем-то правы: в банковском деле нет ничего новаторского... кроме обеспеченных долговых обязательств и ипотечных ценных бумаг. Через десять лет все радикально изменилось. Во-первых, телекоммуникации слились с технологиями. Во-вторых, Cloud computing достиг совершенства. А наличие API к облачным ресурсам позволило взлететь массе финтехов-единорогов.
Ошибались многие люди, которые, видя расцвет технологий, утверждали, что банки окажутся ненужными. И ведь они оказались в чем-то правы: еще десять лет назад двое из троих человек в мире не имели доступа к финансовым услугам. Сегодня большинство населения Земли имеет к ним доступ. Инновации создали мир, где все связаны друг с другом онлайн. Впервые в истории у нас появился шанс включить всех людей в финансовые транзакции. Но без банков.
Но банки оказались нужны. Только не те, которые были во времена заявления основателя Microsoft, а серьезно изменившиеся. Билл Гейтс, как и многие представители технологических компаний, в финансовых вопросах был немного наивен и видел несколько упрощенную картину мира. Да, банки нам сегодня не нужны, чтобы осуществлять платежи. Они не нужны и в сфере кредитования. Банки не нужны даже для инвестиций.
Банки нужны нам с точки зрения трансляции доверия, они доверенный источник сервисов и критически важный элемент всей системы финансового доверия. Они действуют под жестким контролем регуляторов и правительств, поэтому банкам доверяют
«Банки нужны нам с точки зрения трансляции доверия, так как они являются доверенным источником сервисов и критически важным элементом всей системы финансового доверия. Банки получают лицензии, действуют под жестким контролем регуляторов и правительств разных стран. Поэтому им доверяют. Банки в этом мире выступают как доверенные посредники и трансляторы доверия между всеми», — заявил с трибуны FINOPOLIS 2019 Крис Скиннер.
Но, к сожалению, зачастую банки выполняют эту роль крайне неэффективно, продолжая выстраивать свою физическую инфраструктуру так, как они делали это многие и многие годы ранее. Финансовый бизнес основывался на бумажных реестрах, аккредитивах, счетах, дебиторской и кредиторской задолженностях, чеках и прочих носителях. Поэтому бизнес-модель банков зиждилась на дистрибуции бумаг между локальными офисами, но эти структуры полностью себя изжили. Но несмотря на то что банки — единственные легитимные организации, представляющие доверие, они должны перейти в цифровой мир. И это — вызов, который стоит перед большинством из них. Необходимо перестраивать свои бизнес-модели, чтобы выбраться из физического канала дистрибуции и перейти к цифровой дистрибуции.
Крис Скиннер (Financial Services Club). Фото: Росконгресс / Евгений Реутов
О цифрах и местах единения
Председатель Financial Services Club откровенно заметил: «Я уже мало чему удивляюсь, но когда приходится работать с финтехом, то поражаюсь тому, как можно удачно объединять финансы и технологии. Это позволяет мне снять привычную шляпу и деловой костюм и переодеться в джинсы и более свободный пиджак. Финтех начался примерно десять лет назад. Тогда мы еще, наверное, и не говорили о финансовых технологиях, а все больше рассуждали об интеграции технологий вообще и финансов. Сегодня финтехов с новыми идеями насчитывается уже тысячи, многие из них получают миллиардные инвестиции и полностью меняют наше представление о финансовых сервисах».
Но чтобы эта трансформация произошла, как отмечалось выше, потребовались облачные вычисления, Интернет и прочие технологии, которые появлялись в течение последних 20 лет. Именно эта совокупность изменений привела к тому, что инвестиции в финтех удваивались год от года.
Чтобы понять масштаб феномена финтеха, можно обратиться к цифрам. Инвестиции в глобальный финтех-рынок в 2018 году превысили отметку 111,8 млрд долларов против 50,8 млрд долларов в 2017-м. Рост за год составил 120%. За это время инвестиции получили боле 12 тыс. стартапов и «созрели» 40 «единорогов». Банкиры, естественно, видя все это, пытаются реагировать. «И все равно эксперты утверждают, что финансовая индустрия продолжает работать не самым эффективным образом. Чтобы понять, в чем причины, наверное, стоит внимательнее изучить опыт нескольких успешных финтехов», — считает Крис Скиннер.
Например, рассмотрим британский Monza, банк-челленджер с капитализацией 20 млрд долларов и основателем, которому сегодня чуть более 30 лет, который представил рынку сервис, основанный на модели того, как британцы живут с точки зрения финансов. В итоге у них сегодня 3 млн клиентов, которым нравится то, что Monza предвидит будущее с какой-то ощутимой долей вероятности и прогнозирует то, что будет происходить с деньгами на счете в течение ближайшей недели или месяца. Банк анализирует стиль жизни своих клиентов и предлагает им оптимальный вариант будущих расходов.
Вспомним Transferwise — сервис, который позволяет осуществлять международные денежные переводы онлайн с минимальными комиссиями. Он очень полезен тем, кто, будучи, скажем, британцем, живет, например, в Польше. Домашний британский банк мало чем может быть полезен такому человеку, а Transferwise может.
Невозможно не упомянуть про Виталика Бутерина, сооснователя проекта Ethereum, который помимо всего прочего привнес в банковский мир такое понятие, как смарт-контракт на базе распределенных реестров. Несомненно, у этой технологии громадное будущее. То есть тинейджеры сейчас создают будущее финансовой отрасли, потому что они понимают технологии изнутри и умеют писать правильный и красивый программный код.
Нельзя обойти внимание и Николая Сторонского, основателя Revolut. Этот бывший трейдер в Лондоне, выпускник МФТИ, в скором времени может пополнить список миллиардеров российской версии Forbes. Этот человек в отличие от Бутерина отлично разбирается в финансах и смог найти подходящую их реализацию в мире технологий.
Банкам надо перестать быть банальными агрегаторами и контролерами финансовых услуг и «делать все для всех». Необходимо становиться партнерами тех, кто специализируется в какой-то одной области бизнеса, но делает это очень хорошо
А у основателей Stripe на первом месте оказалась страсть. Stripe выступает посредником между покупателем и продавцом, который проводит безопасный с точки зрения защиты информации платеж при помощи пластиковых карт. В 2010 году отцы-основатели Stripe представили миру всего семь строчек кода для доступа к API. Сейчас Stripe входит в число «единорогов» — наверное, потому что решает насущные проблемы людей и делает это красиво, сродни произведению искусства.
«Этот факт стал критически важным в понимании того, почему у банкиров классической школы мало шансов стать успешным финтехом. Если банк думает, что станет таковым, только инвестируя в разработчиков ПО, ничего у него не выйдет. Банкиру необходимо инвестировать в создателей красоты, потому что только что-то прекрасное, пусть даже это будет программный код, привлекает новых клиентов в нашем мире. Никому не нужные поделки так и останутся хоть дорогой, но игрушкой в дата-центре банка, — делает вывод Крис Скиннер. — Те банкиры, которые это осознали, творят на практике чудеса цифровой трансформации. Такие кредитно-финансовые организации есть и в США, и Британии, и в России. Их названия у всех на слуху. Они все разные, но причина успехов у них практически одна: переход к цифровой модели дистрибуции того, что реально нужно аудитории». От себя добавим, что нужное обычно создают неординарные люди, которых необходимо привлекать на этапе разработки как сервисов, так и бизнес-моделей в целом.
О двух видах корпораций
В качестве примера цифровой трансформации докладчик привел опыт одного из крупнейших мировых банков — JPMorganChase, который помимо «переваривания» итогов инвестиций в 11 млрд долларов в инновации стал автором крылатой фразы: «В результате сегодняшней технологической революции возникли два вида корпораций — разрушаемые и разрушающие, а JPMorganChase находится в процессе перехода из старого поколения корпораций в новое».
«Таким образом, речь идет не об изменении чего-то там в бизнес-процессах крупного банка. Речь идет о полной смене не только модели бизнеса, но и трансформации бизнеса как такового, — утверждает Крис Скинер. — Банки должны меняться. Они это понимают, но не знают, как и во что именно им необходимо трансформироваться. Это сегодня самая большая проблема мировой финансовой отрасли. Те, кто считают, что цифровизация — это исключительно новый проект построения нового канала продаж, ошибаются».
Другой ошибкой является инвестирование только в один из компонентов традиционного банкинга: инфраструктуру, продукты или людей. Если 20 лет назад для роста было достаточно расширить сеть филиалов или выстроить новый процессинговый центр, то сегодня о множестве приоритетов былого стоит забыть в пользу приоритета нового: платформенного подхода к построению всего бизнеса в формате экосистемы.
С точки зрения информационных систем платформу необходимо строить на базе облачных технологий с доступом и к себе, и, наоборот, к клиенту при помощи API. Это обеспечивает максимально возможную гибкость и повышение time to market. Что немаловажно, API дают возможность как подключить к своей экосистемы нового участника, так и подключиться самому в качестве партнера или участника к более крупной экосистеме. В этой модели бизнеса происходит трансформация внутренней структуры банка. Например, бэк-офис преобразуется в центр по хранению и обработке данных. Теперь это его главная и основная задача помимо комплаенса. Ведь данные сегодня решают все, впрочем, как и информационная безопасность вкупе с соответствием нормативным актам, включая требования регуляторов. Данные позволяют клиентам оставаться постоянно связанными с поставщиком сервисов, нужных людям, будь то Uber или Airbnb. Нет этой связи — не и бизнеса. Все просто и понятно.
Если понятно, то что делать?
Банкам необходимо перестать быть банальными агрегаторами и контролерами финансовых услуг и «делать все для всех». Необходимо становиться партнерами тех, кто специализируется в какой-то одной области бизнеса, но делает это очень хорошо, ведь банки не могут сами делать все хорошо.
Крис Киннер уточняет свою мысль: «Однако при этом возникает проблема: как с такими компаниями-монолайнерами банку выстраивать отношения? Как, например, проводить дью-дилидженс — процедуру составления объективного представления об объекте инвестирования, включающую в себя оценку инвестиционных рисков? Как клиенту этого банка проверить добросовестность сотни стартапов? На это попросту ни у кого нет времени. Появляется естественное желание клиента, чтобы банк сам или еще кто-то взял на себя эту работу. А почему, собственно, нет? Этот клиент уже получает десятки сервисов посредством API, так чем же банк лучше других контрагентов? А отговорка, что вы существуете на рынке почти 350 лет, выглядит здесь неуместной».
Возможно, необходимо трансформировать в рассматриваемом контексте и сами отношения между корпорациями и стартапами по принципу отношений между родителями и детьми. В России есть литературное произведение великого автора на эту тему, где описаны варианты развития конфликтов между консервативными «отцами» и их гиперсовременными отпрысками, которые настроены разрушить все «до основания, а затем…».
Дети всегда хотят перемен, они хотят изменить систему, они хотят изменить весь мир. Как в этом случае родителям следует общаться со своими детьми? Опыт прошлых поколений показывает, что это путь наставничества, обучения и инвестирования в их будущее. Возможно, сейчас стоит работать бок о бок с молодежью, а по мере роста и взросления мира финтеха постепенно доверять ему управление корпорациями.
«Итак, я полагаю и пишу в своей новой книге, что банки не будут разрушены и не исчезнут с лица земли в соревновании с финтехами и необанками. Я выбрал пять банков, которые хорошо справляются с задачей цифровой трансформации, начиная с уже упомянутого JPMorganChase. Я пообщался с их представителями, и что мне удалось уяснить из этих бесед? Процесс цифровизации, как оказалось, у всех проходит через ответ на четыре вопроса: что изменять, как изменять, что надо делать и как это надо делать? На выработку ответов может уйти до десяти лет, но рано или поздно ответ придется дать. На все эти вопросы, наверное, должны отвечать и представители “отцов”, и представители “детей”. Причем под последними опрашиваемые банкиры понимали Alibaba, Netflix и т.д. Они смотрели на то, как работают и как устроены изнутри эти бизнесы, а потом находили людей, которые могут привести консервативный бизнес в нужную бизнес-точку. Надо только знать, куда могут завести перемены, и вовремя остановиться», — дал совет Крис Киннер.
Куда может завести «цифра»
А куда именно может завести трансформация огромной компании, можно увидеть на примере Alibaba, крупнейшей в мире компании розничной торговли, ставшей намного больше, чем обычный канал продаж. В Alibaba интегрировано множество, на первый взгляд, разрозненных сервисов — как финансовых, так и медийных, и логистических, вплоть до предоставления услуг Cloud Computing, не говоря уже о маркетплейсе. Зачем все это? Задачу, которую Alibaba решает таким путем, — построение такой экосистемы, где клиенту можно, не выходя из мобильного приложения Ali, получить максимум сервисов «одним кликом». Не хватает денег? Не беда — ведь сюда встроен не один банк. Этот факт объясняет, почему банки идут в технологический бизнес, телекомы — в банки, а ретейлеры — и туда, и туда.
Крис Скиннер полагает: «Во всей этой огромной экосистеме прекрасно видно, как “Ali-мама” воспитывает “Ali-детей” и ухаживает за ними». «Ali-мама» — это данные, именно то, что называется BigData. Эти данные лежат в основе бизнеса, а «родители» учат «детей» тому, где находится та или иная информация, а также тому, что на ее основе можно сделать. «Дети» берут и делают, причем так, как считают нужным. Но при этом «Ali-мама» не теряет контроль над своим ключевым активом — данными.
Таким образом, стартапы и финтехи — это хорошо. Плохо то, что у них нет истории и капитала. Зато все есть у так называемого BigTech — крупных технологических компаний. Но этот самый BigTech дальше проведения платежей большей частью в финансы не идет. Его жизнь быстрее банковской. Регулирование и комплаенс не дадут ему реализовать свое преимущество в скорости над банками. Второй стоп-фактор, как выяснятся в последнее время, заключается в том, что у BigTech нет никакого резона конкурировать на одной поляне с банками, которые являются крупнейшими источниками денег для первых.
«Зачем рыть себе могилу? Разумнее выстраивать партнерские отношения при условии, что банки трансформируются и перестанут рассматривать цифровизацию как не более чем процесс или проект», — сделал финальный вывод докладчик.
Оценка стоимости Robinhood, самого успешного в мире InvestTech-стартапа, достигла 7,6 млрд долларов. В ходе очередного раунда финансирования, проведенного венчурным фондом DST Global Юрия Мильнера, компания привлекла 323 млн долларов. Могут ли рассчитывать на подобный успех российские последователи Robinhood?
Буквально пять лет назад рынок пестрил оригинальными продуктами вроде карты «Зеленая польза» для вегетарианцев, «Карты паломника», карты «Халяль» и других узкосегментированных карт. Сейчас же предложения от банков по дебетовым продуктам сократились до флагманской карты, карты для бизнеса и (иногда) детского «пластика» с креативным дизайном. Нельзя сказать, что кредитные организации перестали бороться за клиента через дебетовые продукты, но изменились методы и подходы к привлечению