Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
«Новые деньги»: альтернативные инструменты привлечения финансирования на развитие технологических компаний
Быстро развивающиеся небольшие и средние инновационные компании Индустрии 4.0 и новой экономики требуют новых инструментов финансирования — современных, простых и доступных. Таковыми могут стать «новые деньги» — система альтернативных механизмов вовлечения частного, неактивного сейчас капитала в технологические проекты. В числе таких механизмов — краудфандинг, краудинвестинг, краудлендинг и ICO.
В последние годы в мире наблюдается всплеск интереса к «новым деньгам», что связано с наличием у них ряда преимуществ по сравнению с традиционными финансовыми инструментами. Инновационный характер новых инструментов (использование Интернета, передовых финансовых технологий, платежных систем, систем кибербезопасности и пр.) создает возможность привлечения новых подходов при заключении сделок. Во-первых, появляется возможность заключения сделок финансового характера удаленно, без личного присутствия контрагентов и с минимальными рисками. Во-вторых, привлечение инвестиций возможно от широкого пласта инвесторов. В-третьих, достигается снижение транзакционных издержек за счет упрощения процесса совершения сделок и их проведения через автоматизированные платформы. Наконец, данные инструменты обеспечивают инвестору дополнительную гибкость за счет варьирования среднего чека и создания портфеля, соответствующего его индивидуальному риск-профилю.
Эти преимущества, а также возрастающий спрос на финансирование со стороны технологических компаний привели к тому, что за период с 2012 по 2016 год мировой рынок «новых денег» вырос более чем в 19 раз и достиг отметки в 52 млрд долларов, причем большая часть этой суммы (около 3/4 рынка), приходится на сделки в сфере краудлендинга.
При этом прогнозируется, что мировая индустрия «новых денег» будет продолжать развиваться, хотя темпы ее роста будут постепенно снижаться. Прогнозный CAGR на 2017–2019 годы составляет 17%, в то время как объем венчурного рынка в целом практически не изменяется.
Перечислим ключевые мировые тенденции рынка «новых денег».
1. Рост числа и размера краудинвестинговых кампаний. Краудинвестинг позволяет массе людей стать собственниками новых бизнесов, компаний и технологий, не только принять участие в их развитии финансово, но и (в случае Smart-инвестирования) вложить интеллектуальный ресурс в будущий успех компании. Возможность поучаствовать в развитии нового бизнеса — один из немаловажных мотиваторов для частного инвестора участвовать в краудинвестинге. Указанный факт наряду с введением понятных правил функционирования краудинвестинга в ряде мировых экономик и культивированием лучших практик его развития дополнительно стимулирует данный инструмент, что приводит к увеличению числа и размера краудинвестинговых кампаний. Например, в Великобритании средний объем одной кампании вырос с 200 тыс. фунтов стерлингов до 800 тыс. с 2014 по 2016 год. В среднем по миру аналогичный показатель все же несколько ниже: чуть более 300 тыс. долларов в 2016 году.
2. Активное участие крупных инвесторов. В Великобритании и США получил широкое распространение подход, при котором крупный инвестор (бизнес-ангел, акселератор, фонд) служит лид-инвестором проекта, привносит в него свою экспертизу и является гарантом надежности для других инвесторов. Так работают английская SyndicateRoom и американская Crowdfunder. Помимо лид-инвесторов в крауд-компаниях также активно принимают участие прочие институциональные инвесторы.
3. Появление мультифункциональных платформ. Так, платформа AngelList включает в себя маркетплейс стартап-вакансий. Ряд платформ (к примеру, Seedrs) тестируют вторичный рынок для краудфандинга. Американская SeedInvest предлагает инвесторам торговые рекомендации, автоматическое управление портфелем и т.д.
В последние нескольких лет рынок «новых денег» начал развиваться и в России, хотя его объемы пока еще несопоставимы с объемами рынков в странах — лидерах данного сегмента (таких как Великобритания, США и пр.). Сейчас на территории нашей страны созданы и успешно функционируют несколько инвестиционных площадок, таких как VentureClub, StartTrek, Planeta.ru и другие.
В целом, рынок альтернативных финансов в России отстает от аналогичного рынка стран-лидеров (США, Великобритания) на четыре-пять лет. Рост объемов привлеченных с помощью краудлендинга и краудинвестинга средств может составить до 500% в 2018 году и будет снижаться в последующие годы. При этом представители индустрии оценивают потенциальный объем рынка альтернативных финансов в 1 трлн рублей.
Сейчас в России краудлендинг превалирует над краудинвестингом, что соответствует мировым тенденциям. В то же время иногда можно наблюдать «маскировку» краудлендинговых платформ под краудинвестинговые: например, платформа StartTrack позиционирует себя в качестве краудинвестинговой, но в настоящий момент фактически большинство кампаний проводится на площадке в формате заемного финансирования.
По сравнению с мировыми показателями в нашей стране более высокий средний чек на одного инвестора (чек краудинвестиции в соответствии с данными British Business Bank не должен превышать одну тысячу фунтов стерлингов), что обусловлено участием в краудинвестинге в основном инвесторов с высоким уровнем дохода (средний класс+).
В числе других особенностей отечественного сектора «новых денег» — наличие инвестиционных площадок, в число акционеров которых входят крупные игроки на рынке (StartTrack учрежден ФРИИ, «Альфа-Поток» входит в Альфа-Групп), и кооперация краудплощадок с банковскими структурами (российские краудинвестинговые площадки предлагают банкам привлекать частное финансирования для юридических лиц, которым отказали в банковском кредите или выдали его в недостаточном объеме: StartTrack и «Уралсиб», «Альфа-Поток» и «Ак Барс»).
На нынешнем этапе в стране очень мало локальных краудфандинговых платформ — по сути, единственной подобной платформой в России на декабрь 2017 года является дальневосточная платформа MainTrust.
В то же время уровень финансовой грамотности российских компаний, привлекающих финансирование, достаточно низок, что не позволяет им подготовить документацию, необходимую для участия на крауд-площадках.
Сравнительный анализ отечественных краудфандинговых платформ
Платформа |
Тип краудфандинга |
Привлечено средств, тыс. рублей |
Количество успешных проектов |
Количество инвесторов (кредиторов) |
---|---|---|---|---|
Boomstarter.ru |
«Классический» |
337 000 |
1617 |
182 000 |
Planeta.ru |
«Классический» |
760 200 |
2680 |
678 115 |
MainTrust |
«Классический» |
1451,8 |
Н/д |
2166 |
ГородДенег |
Краудлендинг |
465 800 |
Н/д |
4698 |
StartTrack |
Краудлендинг, краудинвестинг |
1 538 000 |
55 |
2169 |
Альфа-Поток |
Краудлендинг |
1 845 000 |
347 |
8920 |
VentureClub |
Краудинвестинг, краудлендинг |
1 140 000 |
47 |
1700 |
AKTIVO |
Краудинвестинг (недвижимость) |
104 756,3 |
Н/д |
302 |
Важность развития механизмов, обеспечивающих дальнейшее внедрение инноваций в РФ, включая необходимые для этого инструменты финансирования, неоднократно озвучивалась руководством страны. Кроме того, крупнейшим государственным компаниям (Ростеху, Роскосмосу, ОАК, ОСК, Росатому и др.) дано поручение создать подразделения по работе со стартапами и малыми инновационными компаниями, а также венчурные фонды, обеспечивающие финансирование таких проектов.
По итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере, состоявшегося 10 октября 2017 года, президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству Российской Федерации и Банку России проработать ряд вопросов, связанных с развитием цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере.
В настоящий момент профильными министерствами и ведомствами подготовлены проекты федеральных законов «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и «О цифровых финансовых активах», которые рассматриваются Государственной думой.
Принятие этих законов направлено на решение главной проблемы сектора: доработка нормативной базы и выработка подходов к функционированию рынка в РФ.
Отсутствие законодательного закрепления основных определений в сфере краудфандинга и юридического статуса краудфандинговой площадки и правил ее работы; отсутствие налоговых преференций для краудинвесторов и инструментов стимулирования проектов, привлекающих краудфинансирование; проблема возможного появления недобросовестных участников на рынке крауд-технологий; национальные различия законодательств о краудинвестинге, тормозящие глобализацию рынка, — все это сдерживает развитие в нашей стране сектора «новых денег» и требует правового регулирования на государственном уровне.
Однако чрезмерное регулирование российского рынка на текущей, зачаточной стадии его развития может привести как к его переходу в «серую» зону экономики, так и к полному сворачиванию рынка, что требует осторожности и внимательного отношения к позиции участников рынка со стороны государственных органов при выработке подходов к его дальнейшему развитию и регулированию.
Вторая важная проблема, тормозящая развитие рынка «новых денег» в России, — отсутствие стимулов для участия в рынке инвесторов с относительно небольшими объемами инвестирования, необходимость обеспечения их защиты в случае активного развития сектора.
Отсутствие стимулов у таких инвесторов обусловлено рядом причин. Во-первых, влияют общие внешние и внутренние экономические проблемы, ведущие к снижению реальных доходов населения и как следствие к снижению желания совершать инвестиции. Во-вторых, потенциальные инвесторы часто просто не знают о существовании и механизмах работы крауд-площадок. В-третьих, недоверие потенциальных инвесторов к совершению инвестиций через Интернет. (Так, согласно данным международного отчета «The Global Competitiveness Report», подготовленного швейцарской организацией «Всемирный экономический форум», показатель индекса доверия и уверенности россиян в области «развития финансового рынка» в 2014–2016 годах в несколько раз ниже показателей этого индекса для жителей США, Великобритании и Германии.)
Регулирование и развитие сектора «новых денег» в нашей стране — путь долгий и непростой. Чтобы пройти его успешно, необходимо учитывать и опыт лучших мировых практик, и особенности национального рынка.
Наиболее приемлемыми подходами для регулирования сектора «новых денег» в России являются следующие:
• ориентация на «мягкое» регулирование при разработке нормативной базы;
• использование инструментов саморегуляции и аккредитации при функционировании отрасли;
• стандартизация процесса раскрытия информации;
• разработка и внедрение инструментов господдержки, в том числе с привлечением институтов развития.
Развитие инструментов «новых денег» и крауд-сектора оказывает исключительно положительное влияние на экономику любого государства. Деньги инвесторов попадают в наиболее быстро растущий, ценный и важный сектор экономики и начинают активно работать и на конкретный проект, и на страну.
Увеличивается количество новых бизнес-проектов: только за 2016 год с помощью крауд-финансов по всему миру было профинансировано более 400 тыс. компаний на сумму чуть менее 51,9 млрд долларов. Из них более 10 тыс. — венчурные компании на ранних стадиях развития.
Повышаются «выживаемость» молодых проектов и их привлекательность для традиционных инвесторов: по данным Crowdfund Capital Advisors, 28% компаний, которые привлекли средства с помощью краудфандинга, в течение трех месяцев также привлекли инвестиции от бизнес-ангелов и венчурных фондов. Другие 43% в это время ведут переговоры с институциональными инвесторами.
Повышается эффективность инвестиционного процесса: краудлендинг и краудинвестинг используют стандартизированные контракты, что существенно ускоряет процесс заключения сделки и снижает транзакционные издержки. Если только юридические издержки на заключение одной венчурной сделки могут варьироваться в диапазоне от 15 тыс. долларов до 50 тысяч, то краудфандинговые платформы всех типов обычно берут комиссию в размере 5–10% суммы сделки.
Повышается конкурентоспособность страны и региона в целом: развитие технологических компаний способствует увеличению числа рабочих мест и поступлений налоговых платежей, приросту ВВП.
Несмотря на то что в России рынок альтернативных финансов находится в зачаточном состоянии, использование «новых денег» уже принесло первые результаты. Так, задействовано 40 тыс. частных крауд-инвесторов; привлечено 3,4 млрд рублей от частных инвесторов (из них более 900 млн рублей были привлечены венчурными и инновационными проектами). Более 870 бизнес-проектов получили средства для развития с помощью краудлендинга и краудинвестинга. Создано более тысячи новых рабочих мест, а налоговые отчисления от созданных/профинансированных предприятий составили более 700 млн рублей. Оценочный прирост ВВП за счет созданных/профинансированных предприятий составляет 11,5 млрд рублей.
Дальнейшее развитие сектора даст ряд положительных эффектов для экономики России. В частности, можно прогнозировать:
• запуск/финансирование более 9 тыс. компаний, из которых более 2 тыс. будут относиться к венчурным;
• создание около 21 тыс. рабочих мест, при этом компании, получившие финансирование с помощью крауд-инструментов, продолжат набирать сотрудников в течение своего жизненного цикла;
• рост налоговых поступлений в бюджет в части налога на прибыль профинансированных компаний в размере более 15 млрд рублей (только в части налога на прибыль);
• прирост ВВП в размере 256 млрд рублей, при этом 173 млрд рублей будут получены за счет краудлендинговых проектов и 83 млрд рублей — за счет краудинвестинговых.
Все это показывает важность развития «новых денег» для дальнейшего развития экономики РФ и как следствие необходимость особого внимания к данному направлению со стороны государства и его поддержки.
Павел Самиев, генеральный директор компании «БизнесДром» и управляющий директор НРА, расспросил Анатолия Аксакова, председателя комитета Госдумы по финансовому рынку и председателя Совета Ассоциации банков России, об отзывах лицензий, киберугрозах, кредитовании МСП и многом другом
Банки смогли преодолеть пик кризиса 2022 года весьма достойно, без существенных вливаний в банковскую отрасль для докапитализации. Участники рынка не раз отмечали, что меры ЦБ были своевременными и точными, но время их действия подошло к концу. На какие меры поддержки может рассчитывать финансовая отрасль в 2024 году?