Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Не уверен в том, что в цифровой экономике нужны кредиты
23.05.2019 Аналитика
Не уверен в том, что в цифровой экономике нужны кредиты

Илья Покаместов, генеральный директор компании «ЮниФактор», рассказал о своем видении кредитования МСБ и регулирования цифровой экономики



Илья Покаместов, «ЮниФактор». Фото: Антон Лезнев / «Б.О» — Илья, государство уделяет много внимания сегменту малого и среднего бизнеса. Запущен национальный проект по его поддержке, выделяются значительные деньги на реализацию этого проекта. Роль МСБ в экономике должна вырасти, увеличится число занятых в этом сегменте. А что такое МСБ с позиции финансовых институтов — драйвер роста или головная боль?

— В цифровой экономике МСБ — это как раз драйвер. Да, в своих предыдущих интервью, говоря о сегменте МСБ, я упоминал, что это «унылая тема» с точки зрения банковского кредитования. Но если мы говорим о парадигме перехода от информационного общества к цифровому, а следовательно, о смене модели экономики, то именно предприятия МСБ будут формировать масштабные экономические транзакции (big data), которые станут базой, платформой для создания инновационных финансовых продуктов.

— Тогда что такое финансовая система цифровой экономики?

— Это система, базирующаяся на иных принципах, чем та финансово-кредитная система, которую мы наблюдаем в настоящий момент, в нынешней теории финансов и кредита. Но это, наверное, тема не для интервью, а для докторской диссертации. Отмечу только, что я далеко не уверен в том, что в цифровой экономике нужны кредиты. Для дистрибуции денег в реальный сектор вполне хватит краудфандинга, технология которого подразумевает как раз использование big data и отсутствие финансового посредника в виде банка.

— В случае отсутствия посредников нужно ли регулирование этого сегмента?

Регулирование цифровых рынков необходимо не в форме давления на участников транзакций, а в форме замещения существующего финансового посредничества

— Как ни удивительно, но Банк России в этой области — впереди планеты всей. Например, проект «Маркетплейс» — это попытка изнутри понять процессы, происходящие в цифровой экономике. И это совершенно правильный подход, потому что регулирование, которое развивалось на классических финансовых рынках, зашло в тупик как раз из-за смены парадигмы этих рынков. Регулирование цифровых рынков, скорее всего, необходимо, но в иной форме: не давления на участников транзакций, а замещения существующего финансового посредничества. Сейчас регулирование необходимо потому, что существуют непрозрачные сделки, серые схемы и прочее. В цифровой же экономике все открыто, все на виду, что называется, «на столе».

— Получается, что «Маркетплейс» — это и есть модель регулирования? Есть потребитель, есть провайдер услуги, есть регулятор в виде посредника.

— Это лишь зачаток полноценной модели. Его надо наполнять продуктами, выводить в сегмент юридических лиц и так далее.

— Возможен ли в принципе маркетплейс для юридических лиц? Ведь розница на маркетплейсе — это конкуренция коробочных продуктов, которые довольно просто структурируются в отличие от более сложной конфигурации для юрлиц.

— Почему нет? Чем физлицо принципиально отличается от юрлица? Тем более что краудфандинговые платформы, о которых мы говорили, как раз и предназначены для юрлиц. Кроме того, у любой организации есть свой финансовый цикл, подчиняющийся определенным экономическим законам и циклам. Поэтому если финансовые продукты будут закрывать финансовые нужды предпринимателей на различных этапах этих циклов, то они вполне могут быть «упакованы» в коробочные продукты. Я не вижу тут глобальной проблемы. Маркетплейс — просто посредник между двумя контрагентами.

— Вернемся к теме малого и среднего бизнеса: как вы считаете, какие сегменты финансового рынка будут показывать наиболее быстрый рост применительно к работе с МСБ? Какие из них будут быстрее оцифровываться, диджитализироваться?

— Быстрее всего будут расти различные альтернативы классическим банковским продуктам. Этот рост мы видим уже сегодня. Но еще стремительнее будут развиваться сегменты, которые сегодня не находятся под регулированием: факторинг, операционный лизинг, р2р-кредитование, краудфандинг, небанковское торговое финансирование и так далее. Причем все эти продукты могут стать частью маркетплейса, что, конечно, приведет их в регулируемую сферу. Отмечу, что уже сейчас степень диджитализации таких продуктов выше, чем во многих банковских продуктах. Соответственно именно здесь есть гораздо больше инновационных идей для клиентского сервиса.

Реклама