Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Не уверен в том, что в цифровой экономике нужны кредиты
23.05.2019 Аналитика

Не уверен в том, что в цифровой экономике нужны кредиты

Илья Покаместов, генеральный директор компании «ЮниФактор», рассказал о своем видении кредитования МСБ и регулирования цифровой экономики


Илья Покаместов, «ЮниФактор». Фото: Антон Лезнев / «Б.О» — Илья, государство уделяет много внимания сегменту малого и среднего бизнеса. Запущен национальный проект по его поддержке, выделяются значительные деньги на реализацию этого проекта. Роль МСБ в экономике должна вырасти, увеличится число занятых в этом сегменте. А что такое МСБ с позиции финансовых институтов — драйвер роста или головная боль?

— В цифровой экономике МСБ — это как раз драйвер. Да, в своих предыдущих интервью, говоря о сегменте МСБ, я упоминал, что это «унылая тема» с точки зрения банковского кредитования. Но если мы говорим о парадигме перехода от информационного общества к цифровому, а следовательно, о смене модели экономики, то именно предприятия МСБ будут формировать масштабные экономические транзакции (big data), которые станут базой, платформой для создания инновационных финансовых продуктов.

— Тогда что такое финансовая система цифровой экономики?

— Это система, базирующаяся на иных принципах, чем та финансово-кредитная система, которую мы наблюдаем в настоящий момент, в нынешней теории финансов и кредита. Но это, наверное, тема не для интервью, а для докторской диссертации. Отмечу только, что я далеко не уверен в том, что в цифровой экономике нужны кредиты. Для дистрибуции денег в реальный сектор вполне хватит краудфандинга, технология которого подразумевает как раз использование big data и отсутствие финансового посредника в виде банка.

— В случае отсутствия посредников нужно ли регулирование этого сегмента?

Регулирование цифровых рынков необходимо не в форме давления на участников транзакций, а в форме замещения существующего финансового посредничества

— Как ни удивительно, но Банк России в этой области — впереди планеты всей. Например, проект «Маркетплейс» — это попытка изнутри понять процессы, происходящие в цифровой экономике. И это совершенно правильный подход, потому что регулирование, которое развивалось на классических финансовых рынках, зашло в тупик как раз из-за смены парадигмы этих рынков. Регулирование цифровых рынков, скорее всего, необходимо, но в иной форме: не давления на участников транзакций, а замещения существующего финансового посредничества. Сейчас регулирование необходимо потому, что существуют непрозрачные сделки, серые схемы и прочее. В цифровой же экономике все открыто, все на виду, что называется, «на столе».

— Получается, что «Маркетплейс» — это и есть модель регулирования? Есть потребитель, есть провайдер услуги, есть регулятор в виде посредника.

— Это лишь зачаток полноценной модели. Его надо наполнять продуктами, выводить в сегмент юридических лиц и так далее.

— Возможен ли в принципе маркетплейс для юридических лиц? Ведь розница на маркетплейсе — это конкуренция коробочных продуктов, которые довольно просто структурируются в отличие от более сложной конфигурации для юрлиц.

— Почему нет? Чем физлицо принципиально отличается от юрлица? Тем более что краудфандинговые платформы, о которых мы говорили, как раз и предназначены для юрлиц. Кроме того, у любой организации есть свой финансовый цикл, подчиняющийся определенным экономическим законам и циклам. Поэтому если финансовые продукты будут закрывать финансовые нужды предпринимателей на различных этапах этих циклов, то они вполне могут быть «упакованы» в коробочные продукты. Я не вижу тут глобальной проблемы. Маркетплейс — просто посредник между двумя контрагентами.

— Вернемся к теме малого и среднего бизнеса: как вы считаете, какие сегменты финансового рынка будут показывать наиболее быстрый рост применительно к работе с МСБ? Какие из них будут быстрее оцифровываться, диджитализироваться?

— Быстрее всего будут расти различные альтернативы классическим банковским продуктам. Этот рост мы видим уже сегодня. Но еще стремительнее будут развиваться сегменты, которые сегодня не находятся под регулированием: факторинг, операционный лизинг, р2р-кредитование, краудфандинг, небанковское торговое финансирование и так далее. Причем все эти продукты могут стать частью маркетплейса, что, конечно, приведет их в регулируемую сферу. Отмечу, что уже сейчас степень диджитализации таких продуктов выше, чем во многих банковских продуктах. Соответственно именно здесь есть гораздо больше инновационных идей для клиентского сервиса.

Реклама






Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ