Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Осенью 2018 года Банк России задал принципиально новый вектор контрольной деятельности банков
Вместо пост-контроля, когда транзакции проверялись после совершения, ЦБ настоятельно рекомендовал «сместить акценты на автоматизированный онлайн-контроль». В поисках сомнительных схем до 2018 года банки анализировали транзакции клиентов по факту их совершения. Прошла серия подозрительных транзакций - банк задал вопросы клиенту, получил объяснения, подшил в досье и предупредил, мол, больше так не делайте. Из-за того, что контроль выполнялся уже после операции, миллионы рублей утекали в сомнительном направлении.
Чтобы предотвратить незаконные операции по обналичиванию и финансированию преступной деятельности Банк России выпустил письмо от 05.10.2018 № Т1-15-20-4/108544 ДСП. В нем регулятор рекомендовал сделать упор на автоматизированный онлайн-контроль, отказавшись от распространенной практики пост-контроля. Операции клиентов предлагалось анализировать сразу после формирования ими платежных поручений, до отправки платежей получателям. Так можно было бы сократить поток «неправильных» платежей.
При этом регулятор признал, что банковские информационные системы в текущем состоянии не готовы к контролю в режиме онлайн, и при изменении подхода скорость движения денежных средств могла бы существенно снизиться. Поэтому в том же письме от ЦБ предложил решение – доработать ПО. Отметим, что рекомендации регулятора имеют особенность – через непродолжительное время они становятся требованиями, обязательными к исполнению. Банки считают, что времени на развертывание системы онлайн-контроля совсем немного. Большая часть финансовых организаций, опрошенных аналитиками компании «СКБ Контур» в ноябре 2018 года, намеревалась решить этот вопрос не позднее III квартала 2019 года, однако четкого видения, как именно действовать, не было практически ни у одного из респондентов.
Чтобы выявить, с какими проблемами столкнутся банки при создании системы онлайн-контроля над транзакциями клиентов, аналитики «СКБ Контур» провели глубинные интервью в 27 банках разного уровня. Приведем итоги исследования ниже - эти три проблемы отметило большинство респондентов.
Проведенные исследования показали, что качественный онлайн-контроль можно обеспечить, только если анализировать данные клиента в совокупности с информацией из внешних источников. Нужный результат достигается через нетривиальные алгоритмы работы программ с использованием методов машинного обучения. Чтобы самостоятельно выполнить необходимую настройку информационной системы, банку потребуются компетентные IT-кадры и внушительный, от 5 млн рублей в год бюджет, в том числе на работу с внешними источниками данных (в зависимости от стоимости квалифицированных IT-специалистов в регионе деятельности банка).
Готовых программных решений на рынке пока нет ни у кого из разработчиков. Опираясь на опыт работы с большими данными и ML-технологиями, мы предложили банкам в пилотном режиме настроить программный модуль для онлайн-контроля транзакций. Этот модуль обогатил бы функционал нашего сервиса для проверки клиентов банка («Контур.Призма»), логично закрывая все потребности банка в проверке как клиентов, так и операций. Требования к модулю проверки транзакций сформулировали при участии сотрудников подразделений финансового мониторинга и IT-специалистов из 18 банков разного уровня.
Тестирование модуля провели на реальных транзакциях одного из крупных федеральных банков из топ-50 по размеру активов. В информационную систему банка интегрировали программу, которая позволяет извлечь информацию об отправителе и получателе платежа, обезличить ее с помощью хеширования (превратить в математический код без возможности дешифровки). Затем по защищенному каналу связи (протоколы SSL/TSL соответствуют промышленным стандартам передачи информации в интернете) данные отправляются в облако. Там транзакция пополняется данными, которые подтягиваются уже из внешних источников. Этот полный информационный конгломерат прогоняется через алгоритм анализа конкретной схемы, например, «Теневая инкассация». В банк возвращается информация о статусе транзакций, подозрительная или нет. Если транзакция подпадает под подозрение, то отмечаются все сомнительные признаки: некорректный ОКВЭД, налоговая нагрузка ниже критического уровня 2%, есть признаки ломки платежа и прочие. Алгоритм работает в режиме реального времени, что исключает задержку проведения платежа.
Итак, технология анализа транзакций создана. Ее можно тиражировать, сделать доступной для всех пользователей «Контур.Призмы». Параметры модуля проверки настраиваются под правила внутреннего контроля банка. Например, банк может задать конкретное значение налоговой нагрузки или выставить другие контрольные критерии. Гибкие настройки позволяют проще и быстрее анализировать новые схемы и уловки мошенников, эффективно пресекая незаконные операции.
Обмен информацией через облако позволяет использовать информацию из внешних источников без дорогостоящего наращивания собственных компетенций финансовой организации. При этом полностью обеспечено соблюдение банковской тайны.
Структура транзакций клиента контролируется постоянно, данные накапливаются и анализируются нарастающим итогом. Автоматизированный процесс замещает рутинную процедуру, и основной задачей комплаенс-контролера становится дополнительный анализ операций, попавших под признаки сомнительных, для принятия решения о приостановлении движения денег по счетам.
Банковская сфера движется к цифровизации, повышению качества и ускорению обслуживания с помощью IT-решений. При этом классические банки рискуют уступить позиции более гибким финансово-технологическим — финтех-компаниям. В перспективе, согласно прогнозу Bain&Company, к 2020 году до 30% прибыли перетечет от традиционных банков в финтех-сектор. Как не допустить устаревания банковских продуктов и чем может помочь аутсорсер?
В последние годы все больше цифровых процессов реализуется в рамках единой платформы или набора сервисов. Возрастание объемов контента, развитие интернет-сервисов повышают риски возникновения угроз безопасности при работе с ключевой информацией
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
В последние годы участились споры о том, какой метод делегирования бизнес-процессов эффективнее: инсорсинг или аутсорсинг? Выбирать что-то одно совсем не обязательно. Рассмотрим, как работать с гибридной моделью, которая сочетает в себе преимущества обеих систем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»