Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Под присмотром машин
25.06.2020 FinRetailАналитика

Под присмотром машин

Интерес к видеоаналитике в банковской сфере растет, в том числе на фоне пандемии


Анализируя рынок 

Видеоаналитика — один из многообещающих секторов рынка видеонаблюдения, который бурно развивается в разных секторах экономики и госсекторе, и индустрия финансовых сервисов — не исключение. В конце апреля компания CNews Analytics выпустила аналитический отчет «Рынок решений для видеонаблюдения 2020», в котором видеоаналитика названа главным технологическим драйвером рынка. Конкуренция на «большом» рынке видеонаблюдения смещается из commodity-области поставки оборудования, базового софта и сервисов в более интеллектуальное поле бизнес-решений на базе анализа видеопотока. Аналитики говорят о продолжении роста рынка видеонаблюдения на 10–15% в год. 

Аналитическая компания Mordor Intelligence оценила объем мирового рынка видеоаналитики в 2019 году в 1,5 млрд долларов, прогноз на 2025 год — 4,1 млрд долларов, при этом средний годовой прирост составит 24,5%. Конечно, развитие аналитических сервисов происходит гораздо динамичнее всего рынка видеонаблюдения в первую очередь за счет эффекта «низкой базы». Другие значимые факторы — растущий спрос и возможность задействовать существующую инфраструктуру видеонаблюдения применительно к России — в том числе созданную банками для участия в Единой биометрической системе (ЕБС). Начать использовать видеоаналитику вполне можно без дорогостоящего внедрения аппаратно-программных комплексов. Использование специального аналитического модуля от производителя или подключение к облачному сервису происходит поверх существующей системы видеонаблюдения. В этом случае цена вопроса складывается из стоимости несложного проекта и ежемесячной абонентской платы: условно, несколько тысяч рублей за каждую камеру. Разумеется, многое зависит от конкретного кейса внедрения, преследуемых целей и аналитического функционала. 

О поддержке функций видеоаналитики говорят многие производители систем видеонаблюдения, в том числе крупнейшие игроки — Hikvision, Dahua, Axis и др. Практически все интеграторы, специализирующиеся на видеонаблюдении, предлагают программные модули или готовые решения видеоаналитики собственной разработки или от сторонних вендоров. Пытаются работать в этой нише и универсальные системные интеграторы, их сильная сторона — комплексные интеграционные проекты. 

За последние несколько лет уверенно сформировался нишевый бизнес компаний-разработчиков систем распознавания лиц и других возможностей машинного зрения, которые используются не только в области биометрии, но и для анализа видеопотока. Разработки компаний NtechLab, VisionLabs, «Вокорд» нашли применение в сотнях проектов как в России, так и за рубежом. Алгоритмы распознавания от российских разработчиков — одни из самых эффективных в мире, что подтверждают результаты независимых тестов и конкурсов NIST, IARPA, WIDER и других авторитетных мировых организаций. О стратегическом интересе к этому направлению свидетельствует сделка Сбербанка по покупке доли в компании VisionLabs в конце 2017 года. Тогда сообщалось, что на базе разработок компании будет создаваться собственная биометрическая платформа Банка. В 2019 году Сбербанк также получил контроль над ЦРТ (Центром речевых технологий), ведущим разработчиком в области распознавания голоса, в арсенале компании также есть продукты для анализа видеоизображения. 

Сферы применения видеоаналитики:

  • СКУД (системы контроля и управления доступом);
  • обеспечение безопасности — контроль местонахождения людей, нештатных ситуаций (пожаров, конфликтов, хищений);
  • управление персоналом — контроль нахождения на рабочем месте, выполнения должностных инструкций и требований4
  • торговля, сфера обслуживания — подсчет числа посетителей, контроль очередей и качества обслуживания, инструменты мерчандайзинга и лояльности (повторных посещений);
  • маркетинговые исследования — измерение пешеходного трафика, в том числе демографических характеристик, оцифровка воронки продаж;
  • контроль транспорта, производственных и складских процессов;
  • анализ эмоций клиента.

Анализируя безопасность 

Возможности применения видеоаналитики весьма обширны. Одна из ключевых сфер применения — обеспечение безопасности. При этом задачи базового уровня понятны и стандартизованы, их реализация в банке мало чем отличается от реализации в других отраслях. Это, например, распознавание лиц на проходной, детекция движения и нахождения объектов, контроль нештатных ситуаций. Использование такого функционала для публичных мест и территорий с ограниченным доступом, зон обслуживания клиентов мало чем различается для банка, бизнес-центра, магазина и т.д. 

Однако многие бизнес-процессы банка жестко и специфично регламентированы, в том числе в отношении доступа персонала, самих процедур и контроля над ними. Различные пространства банка — от входа в отделение через клиентский и кассовый залы до хранилища — требуют своих подходов к безопасности, в том числе если решено задействовать для этих целей «умное» видеонаблюдение. Здесь уже возникают нетиповые сценарии, подходы и функциональные требования к системам видеоаналитики. 

Так, на вебинаре одного из вендоров освещался кейс, связанный с контролем круглосуточной зоны самообслуживания банка. Анализируются продолжительность и характер расположения человека у банкомата; выявляются позы, сигнализирующие об угрозе взлома или установке скимминг-устройства. Успешно детектируются ситуации, когда в помещениях располагаются на отдых лица без определенного места жительства. Дополнительные возможности появляются у камер, встроенных в банкоматы и платежные терминалы. Ретроспективный анализ, в том числе в режиме наложения на видеоряд текста с транзакционной информацией, может помочь в разборе спорных ситуаций. 

Специфические задачи возникают в таких зонах, как банковское хранилище, кассовый зал, центр персонализации банковских карт. Объекты и алгоритмы контроля, настройка порогов нештатной ситуации, логика оповещения и дальнейшей обработки данных потребуют более мощного функционала оборудования и системы видеоаналитики, как и проектных ресурсов. «Многие поставщики предлагают некие стандартные возможности видеоаналитики, фактически как коробочный сервис, и обычно на условиях абонентской платы. Это неплохо работает в случае решения типовых задач: например, для пропускной системы или подсчета посетителей. Однако действительно интересные проекты в банковской сфере, которые могут принести значимый эффект бизнесу, требуют учета отраслевой специфики и решения конкретных задач — будь то обеспечение безопасности в разных зонах банка, визуальный скоринг потенциальных заемщиков или биоэквайринг. А это большой пласт интеграционных задач, которые затрагивают математические модели и алгоритмы, к чему готовы далеко не все вендоры», — прокомментировал ситуацию Сергей Болкисев, основатель компании Ainerics. 

Такие рассуждения справедливы и в отношении контроля персонала. Задачи начального уровня, такие как контроль нахождения сотрудника на рабочем месте, универсальны для любой отрасли и могут быть реализованы достаточно просто. Но специфические для банка задачи, например контроль соблюдения правил доступа сотрудников в регламентированные зоны, потребуют более сложного подхода. Создание эффективной системы видеоаналитики для выявления и предотвращения угроз хищения, мошеннических действий и прочих злоупотреблений — как внутренних, так и внешних — тоже подразумевает нетривиальный фронт работ. 

Анализируя User Experience 

Улучшение пользовательского опыта и повышение качества обслуживания клиентов — едва ли не важнейшая тема банковской сферы в последние годы. В большей степени это связано с удаленным обслуживанием, но сервис в отделениях также чрезвычайно важен. Здесь поставщики «умного» видеонаблюдения готовы предложить банкирам понятный набор инструментов. Прежде всего это контроль очереди. Стандартные модули видеоаналитики позволяют измерить количество людей в очереди, продолжительность ожидания. Банк может использовать эту информацию в режиме реального времени — получив оповещение о критическом уровне, открыть дополнительные окна обслуживания. Другой вариант — постанализ данных в целях оптимизации работы фронт-офиса, например часов работы, количества операционистов и пр. Анализу могут подвергнуться как отдельные участки работ и операции, так и связанная цепочка процессов, например маршрут клиента при оформлении кредита, и т.п. 

Системы позволяют распознавать, надета ли маска на посетителя, входящего в помещение, чтобы в случае ее наличия разблокировать дверь для входа в зал, а в случае отсутствия — предложить клиенту воспользоваться банкоматом

Фактически речь идет об оцифровке пользовательского опыта. Располагая объективными данными обо всех точках контакта клиента в офисе банка, менеджеры получают отличный инструментарий для улучшения User Experience. Еще больше возможностей появляется, если добавить к «умному» видеонаблюдению аудиозапись, некоторые поставщики сразу предлагают дооборудовать камеры микрофонами. Разумеется, наличие аудиозаписи дает дополнительный эффект при разборе инцидентов и анализе качества обслуживания. 

Отдельная история связана с VIP-сервисом. Типичный кейс предполагает распознавание клиента на входе в отделение банка, оповещение ответственных сотрудников и запуск некого скрипта обслуживания по высшему разряду. Логичным продолжением выглядит использование UX-функционала в маркетинговых целях. Простейший кейс: поняв маршрут клиентов внутри отделения и построив «тепловую карту», определить оптимальное место расположения стойки консультанта, информационного табло и других точек контакта. Интеграция видеоаналитики с CRM позволит обогатить профиль клиента за счет исчерпывающей информации — не только о факте его обращения в отделение, но и о продолжительности пребывания. Чуть более футуристический, но уже возможный сценарий также позволит оценивать эмоции клиента на входе и выходе, во время ожидания и получения услуг. 

Разумеется, при внедрении и использовании функционала видеонаблюдения стоит принимать во внимание нюансы работы с персональными данными, а также субъективное восприятие клиентами такого рода технологий. Волна общественного негатива поднимается сейчас в большей степени по отношению к государственным инициативам, связанным с видеонаблюдением. Однако у коммерческих организаций риски тоже возникают, о правовой оценке ситуации читайте комментарий юриста Екатерины Абашиной. 

Анализируя вирус 

Пандемия коронавируса подстегнула интерес к специфичным возможностям видеонаблюдения (и спрос на них) не только в госсекторе, но и в коммерческих организациях. «В последнее время повысилось количество запросов на системы видеоаналитики для контроля за состоянием работников операционного зала, с помощью которых можно определить температуру тела сотрудника. Все чаще встречаются запросы на решения по мониторингу социального дистанцирования посетителей в клиентской зоне и наличию у них средств индивидуальной защиты. Такие системы позволяют распознавать, надета ли маска на посетителя, входящего в помещение, чтобы в случае ее наличия разблокировать дверь для входа в зал, а в случае отсутствия — предложить клиенту воспользоваться банкоматом для самостоятельного проведения нужных ему операций. Это помогает кредитным организациям соблюсти вынужденные меры безопасности в период пандемии как для сотрудников банка, так и для клиентов», — рассказал  Роман Кручинин, генеральный директор Neirolis Rus. 

При внедрении и использовании функционала видеонаблюдения стоит принимать во внимание нюансы работы с персональными данными, а также субъективное восприятие клиентами такого рода технологий

Любопытная инициатива на фронте борьбы с пандемией появилась у Росселхозбанка, который в середине 2020 года рассчитывает запустить собственную цифровую экосистему для аграриев. В ее состав планируется включить инновационную разработку, которая будет при помощи видеокамер контролировать тщательное мытье рук. Благодаря интеграции в экосистему видеоанализ гигиены рук станет доступен не только крупным предприятиям, но и малому и среднему бизнесу. Разработчик решения «Direktiva: санитария» — резидент «Сколково» Connectome.ai, который занимается внедрением и поддержкой решений в области искусственного интеллекта и компьютерного зрения. «…Современные технологии выводят способы поддержания санитарной безопасности на новый уровень. Осознавая серьезность ситуации с коронавирусом, а также возможность распространения других вирусов в будущем, РСХБ открывает широкий доступ к системе видеоаналитики для малых и средних агропредприятий», — приводятся в пресс-релизе слова директора Центра развития финансовых технологий Россельхозбанка Елены Батуровой.

Об использовании искусственного интеллекта для борьбы с COVID-19 говорил и Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления Сбербанка: «…У Сбербанка есть несколько прикладных решений для помощи в борьбе с коронавирусом — от роботов-дезинфекторов до системы распознавания лиц, в том числе в масках, с удаленным измерением температуры тела».

Анализируя перспективы 

Банки традиционно неохотно комментируют вопросы, связанные с обеспечением безопасности. То, что практически все финансовые организации применяют системы видеонаблюдения, — это очевидно; возможно, многие из них экспериментировали с видеоаналитикой или уже используют ее. Так, на вебинаре компании Hikvision упоминался проект комплексной системы видеонаблюдения в Тинькофф Банке, в рамках которого был внедрен функционал расширенной smart-аналитики. К нему относятся детекция движения, обнаружение пересечения линии, вторжение в заданную область, выход из зоны, выявление оставленных предметов, подсчет людей, идентификация объектов в кадре, а также набор функций «антисаботажа» — обнаружение смены сцены съемки, превышения или занижения звукового порога, потери аудио, расфокусировки кадра.

Перспективы в банковской отрасли у этого направления искусственного интеллекта, несомненно, есть. Безопасность, в том числе физическая, — один из ключевых аспектов банковского бизнеса. Экономический эффект от использования «умного» видеонаблюдения, связанный с предотвращением хищений и других инцидентов, просматривается гораздо больший, нежели затраты на внедрение. Довольно перспективно использование видеоаналитики выглядит и в других важных направлениях банковского дела: управлении персоналом и улучшении клиентского обслуживания, особенно когда получат распространение технологии распознавания эмоций. 

Комментарий эксперта

Сергей Емельянников, старший специалист отдела расследований и сохранности активов Банка, руководитель группы технической безопасности РайффайзенбанкаСергей Емельянников, старший специалист отдела расследований и сохранности активов Банка, руководитель группы технической безопасности Райффайзенбанка

Задачи, которые предстояло решить с помощью системы видеонаблюдения, связаны с обеспечением безопасности сотрудников на объектах и сохранностью активов Банка, работой центра мониторинга, комплексной безопасностью. Основное применение — в целях безопасности, но в настоящий момент рассматриваются решения, полезные и бизнес-подразделениям.

Видеоаналитика необходима для помощи в работе операторов видеонаблюдения центра мониторинга путем детектирования заданных событий и сокращения времени работы с архивом. Мы используем решения по детектированию автомобильных номеров, распознаванию лиц, определению скопления людей и нахождения их в помещениях Банка, учету пересчета денежных средств, анализируем тревоги по проходу людей в помещения без СКУД.

Основной проблемой применения систем является сетевая инфраструктура, не позволяющая использовать централизованные решения для всех отделений Банка, к тому же отсутствие локальных серверов на объектах приведет к резкому снижению отказоустойчивости функций аналитики в случае недоступности связи либо перебоев в работе центрального оборудования. Также возникают юридические и организационные вопросы по использованию и хранению персональных данных при использовании таких функций, как, например, распознавание лиц.

 

Комментарий эксперта

Екатерина Абашина, адвокат, ведущий юрист общественной организации «РосКомСвобода»Екатерина Абашина, адвокат, ведущий юрист общественной организации «РосКомСвобода»

— Правомерно ли использование коммерческой организацией технологии распознавания лиц без получения согласия потребителя?

— Использование коммерческой организацией технологии распознавания лиц без получения согласия потребителя неправомерно, так как обработка биометрических данных для установления личности человека допустима только при наличии его согласия на такие действия в письменной форме. Это требование однозначно сформулировано в ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Из этого правила о письменном согласии есть исключения, но оказание услуг банками к ним не относится.

Если организация применяет распознавание лиц не для идентификации людей, а для каких-то иных целей, письменное согласие потребителей на осуществление таких действий все равно необходимо получать до начала обработки изображений потребителя на общих основаниях (ст. 6, 9 того же закона).

— Есть ли у клиента банка возможность пожаловаться на действия такой организации? Возникают ли правовые риски у компании, которая решила использовать распознавание лиц?

— Прежде всего клиент банка вправе потребовать прекратить незаконную обработку его персональных данных на основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». Дополнительно у клиента банка есть возможность пожаловаться на незаконную обработку его персональных данных в Роскомнадзор, это достаточно легко сделать через официальный сайт службы. Также клиент банка может подать иск в суд с требованием к банку о возмещении убытков и/или выплате компенсации морального вреда, возникших вследствие нарушения его прав как субъекта персональных данных. На практике доказать факт причинения имущественного вреда в результате противоправных действий банка как оператора персональных данных непросто, поэтому обычно суды подобные иски отклоняют из-за отсутствия доказательств, но компенсацию морального вреда вполне могут присудить, правда, размер компенсации вряд ли будет очень большой. Потребитель вправе выбрать один из этих инструментов или использовать их все одновременно.

Таким образом, из юридических рисков для компаний, применяющих технологию распознавания лиц, можно назвать риск привлечения к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ в результате жалобы потребителя. В частности, за обработку персональных данных без обязательного письменного согласия гражданина предусмотрен максимальный штраф для юридического лица — 75 тыс. рублей (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Менее вероятный риск — судебное разбирательство по взысканию компенсации морального вреда.






Читайте также

Новости Новости Релизы