Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Под залог слова государева
26.10.2018 АналитикаКонференции «Банковского обозрения»

Под залог слова государева

Гарантии государства откроют шлюзы кредитования малого бизнеса


Рост мер государственной поддержки кредитования МСП в виде госгарантий и субсидий по кредитам открывает перед банковским сектором большие перспективы в этой сфере. О том, как их лучше использовать, о тонкостях работы с субъектами МСП и тенденциях развития рынка банки и иные финансовые организации, а также представители госорганов и бизнес-ассоциаций говорили на II Ежегодном форуме «МСБ и финансовый сектор. Кредитование, технологии, сервис».

Через блокировки к светлому будущему

Как разморозить кредитование МСП и улучшить качество заемщиков, решить проблему «черных списков» и блокировок, а также конкретные механизмы господдержки обсудили на панельной дискуссии «Финансирование малого бизнеса: оттепель».

В условиях неизбежного роста ставок по кредитам меры господдержки — единственный выход для сохранения доли кредитования МСП, считает гендиректор компании «БизнесДром» Павел Самиев. Он отметил, что, несмотря на прирост в 2017 году объема выданных МСП кредитов, портфель кредитов МСП в 2017 году продолжил сокращаться. Причина в том, что 62% займов МСП — это краткосрочные ссуды до одного года, которые просто не успевают попасть в портфель банков.

 

Павел Самиев, «БизнесДром». Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Павел Самиев, «БизнесДром». Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

Доля кредитов МСП в общем портфеле снижалась последние семь лет и составляет всего 10,1% против 16,6% в 2010 году. В то же время уровень просроченной задолженности по МСП остается гораздо выше корпоративного. Еще в 2010 году он был вполне сопоставимым (7,6% против 5,3%), то в 2017-м превысил его почтив три раза (14,8% против 5,4%). В лидерах по просрочке Москва, Санкт-Петербург и СЗФО. В случае Москвы это вызвано работой кредитных фабрик, предпочитавших выдавать кредиты владельцам коммерческой недвижимости, которая резко упала в цене из-за градостроительной политики Собянина.

Участники Форума сошлись в том, что портфель МСП — наиболее честный из этой статистики. Дело в том, что банки научились монетизировать проблемные кредиты физлиц, а в случае с крупными компаниями пролисходят вынужденные пролонгации и реструктуризации их кредитов.

Банк России принял дорожную карту по развитию финансирования МСП, напомнила председатель комитета по финансовым услугам бизнес-ассоциации «Деловая Россия» Галина Изотова. «Она пытается решить всем нам известные проблемы, такие как процентная ставка, сроки принятия решения, финансовая грамотность», — заявила Г. Изотова. К сожалению, в ней не предлагается решения проблемы с массовой блокировкой счетов при исполнении банками 115-го ФЗ, — отметила она. — Эта проблема никуда не делась, и часто блокируются счета вполне добросовестных предпринимателей. Проблемы приходится решать практически в ручном режиме», — добавила Г. Изотова.

 

Роман Капинос (МСП Банк), Галина Изотова («Деловая Россия») и Елена Белова (Малый бизнес Москвы). Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Роман Капинос (МСП Банк), Галина Изотова («Деловая Россия») и Елена Белова (Малый бизнес Москвы). Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

Продвинутые анализ и андеррайтинг, возможности использования Big Data позволяют крупным банкам (топ-30) стать лидерами в сфере кредитования МСП, хотя еще несколько лет назад доля топ-30 и малых региональных банков в кредитовании МСП была равной, отметил зампредседателя правления МСП Банка Роман Капинос. Еще один фактор доминирования топ-30 на рынке кредитования МСП — большая продуктовая линейка, за счет чего, продавая связанные продукты, крупные банки могут держать ставки по кредитам на чуть более низком уровне.

Когда IT-решения становятся конкурентным фактором, крупные банки снова в выигрыше так как у них есть свободные средства для инвестиций, отметил Р. Капинос. По его оценкам, для создания полноценной кросс-системы необходимо минимум 200–250 млн рублей инвестиций.

МСП банк видит возможность переломить эту тенденцию за счет создания открытой платформы технологических сервисов, обеспечивающих небольшим и средним банкам доступ к современным технологическим решениям. В качестве таковой он предлагает небольшим и региональным банкам подключаться к системе АИС НГС, что позволит им секъюритизировать риски кредитования и получить госгарантии по кредитам.

Госгарантии решают главную проблему при кредитовании МСП — отсутствие обеспечения, заявил исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Антон Купринов. «Часто предпринимателям нечего предложить банкам, кроме личного поручительства или квартиры», — подчеркнул он. В случае Москвы гарантии покрывают до 70% суммы кредита. В 2017 году Фонд выдал поручительств на 12 млрд рублей, в 2018-м — уже на 11 млрд и надеется выйти на 15 млрд.

 

Михаил Лопухов, Московский Фонд промышленности и предпринимательства и Антон Купринов, Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Михаил Лопухов, Московский Фонд промышленности и предпринимательства и Антон Купринов, Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

В своем выступлении Купринов обратил внимание на необходимость пополнения капитала региональных гарантийных фондов для наращивания масштаба поддержки МСП. Также руководитель московского фонда отметил, что новые заемщики пока не спешат за кредитами. «По факту, один пул заемщиков ходит между банками и выбирает лучшие условия», — заявил Антон Купринов. Тем не менее потенциал роста есть, причем весьма существенный. Проникновение банковского кредитования в сектор МСП сейчас составляет всего 15–17%, тогда как Сбербанк считает достижимым показатель 30–35%.

На падающем рынке малый бизнес часто использует потребительские кредиты, заявил эксперт АСИ Александр Любосердов. Это вызвано высокой стоимостью кредитования, избыточными требования банков к документам и обеспечению, игнорированием микробизнеса, отсутствием проектного финансирования. Часть регуляторных новелл тоже оказывает негативное влияние в виде резкого уменьшения числа банков и массовых блокировок счетов по Закону № 115-ФЗ. Что касается государственной поддержки, то она доходит до крайне ограниченного числа компаний.

 

Александр Любосердов, АСИ. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Александр Любосердов, АСИ. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

АСИ считает, что нужно фокусироваться на инициативах, системно улучшающих рыночные условия работы с финансовыми продуктами банков для неограниченного круга компаний, тогда как специальные меры господдержки сделать временными, адресными и узконаправленными. Поддержку микропредпринимателей нужно упаковать в отдельную программу, считает А. Любосердов. Кроме того, необходимо стимулировать не только банковский сектор, но и небанковское финансирование,

Ближе к клиенту

В условиях нехватки банковского финансирования МСП активно привлекает деньги микрофинансовых организаций, пользуется лизингом факторингом, объемы которых рекордно растут в последние годы, а также развивает финансирование через краудфандинг. Специфику небанковских финуслуг для МСП обсудили на второй секции Форума.

«Возможности для работы с МСП имеются, но банки их не развивают, отчасти из-за рисков, отчасти из-за инертности мышления. Такое впечатление, что их больше волнуют размеры компании, чем потенциальная доходность. Это плохо, так как ни лизинг, ни факторинг не заменят кредитования», — считает исполнительный директор компании «Финанс ПРО» Илья Покаместов.

 

Илья Покаместов, «Финанс ПРО». Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Илья Покаместов, «Финанс ПРО». Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

Тем не менее как самостоятельная сфера финуслуг факторинг готов предлагать рынку много продуктов, в которых МСП кровно заинтересован, считает он. К наиболее инновационным продуктам И. Покаместов отнес закупочный факторинг, merchant cash advance (финансирование под выручку от кредитных карт) и факторинг «точно-в-срок» (maturity факторинг).

«Мы двигаемся к тому, чтобы факторинговое финансирование вошло в деловой оборот, — считает Илья Покаместов. — Однако масштабы его еще очень скромны. Для сравнения: в РФ количество клиентов всех факторинговых компаний — 5,5 тыс., тогда как в Турции — 150 тыс. Количество дебиторов в России 35 тыс., а в Турции — 200 тыс. Мы в России работаем только с одним инструментом долга — инвойсом, тогда как в Турции работают и с чеками, и с эскроу-счетами».

«С одной стороны, отсутствие тщательного регулирования со стороны ЦБ облегчает жизнь факторинговым компаниям, с другой, Росфиннадзор воспринимает нас как обычную компанию и не понимает, откуда у нас генерится выручка», — заявил г-н Покаместов. — Из-за этого бывают казусные вещи. К примеру, банки сейчас стали осторожнее подходить к фондированию факторинга, и это проблема».

«Сама идея микрофинансирования — помощь малому и микро-бизнесу, который не имеет доступа к банковскому кредиту, хотя кредитующих МСП МФО осталось мало. Сложно выдержать уровень кредитных рисков», — заявил Александр Мамонов, гендиректор компании «Городская сберегательная касса». Он отметил, что идет смещение фокуса с кредитования компаний и ИП как юрлиц на кредитование предпринимателей как физлиц под залог недвижимости. «Пять лет назад мы могли прокредитовать микробизнес без нормальной отчетности, тогда как сейчас к микрофинансовым компаний появилась масса новых требований в части рисков, — отметил он. — Но люди по-прежнему нуждаются в капитале и ищут обходные пути. Сейчас это прежде всего поиск финансирования через схемы p2p».

 

Александр Мамонов, «Городская сберегательная касса». Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Александр Мамонов, «Городская сберегательная касса». Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

«Один из факторов роста кредитования МСП — это упрощение фактора оценки рисков», — считает замдиректора по маркетингу НБКИ Владимир Шикин. Сейчас у МФО примерно треть портфеля составляют займы корпоративным клиентам, т.е. МСП. Это происходит потому, что МФО менее консервативны, чем банки, и быстрее принимают на вооружение новые инструменты, в том числе в части оценки рисков. «Чтобы внедрить новую технологию, МФО требуется в среднем три дня. Даже в небольшом банке это займет месяцы», — заявил В. Шикин. — В МФО проще: провалидировали, сделали ретротест, если показывается предиктивная сила инструмента, начали работать».

 

Владимир Шикин, НБКИ. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Владимир Шикин, НБКИ. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

Диджитализация позволяет рынку предъявлять потребителям все больше специализированных финансовых инструментов. Так, часть положений ФЗ-289 «О Таможенном регулировании» позволила упростить работу в экспортно-импортной сфере. В результате появились инструменты для работы с таможенными платежами, в частности «Таможенная карта». О подробностях работы этой платежной системы рассказал советник гендиректора компании «Таможенная карта» Владимир Ломов. Она включает в себя процессинговый центр, который позволяет проводить таможенные платежи в режиме реального времени.

 

Владимир Ломов, «Таможенная карта». Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Владимир Ломов, «Таможенная карта». Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

Оптимисты и скептики: где правда?

Противоречивость госполитики в сфере МСП видна невооруженным глазом. Это порождает противоположные настроения у финансового сообщества. Причем разногласия бывают настолько принципиальны, что оптимистов и скептиков на Форуме пришлось развести в две разные команды и устроить батл на тему «Может и должен ли банк выращивать клиентов-предпринимателей?».

Ведущими выступили Павел Самиев и председатель правления VestaBank Виктор Жидков. Скептиков представляли Александр Шустов («МаниФани»), Арсений Поярков («БизнесДром»), Михаил Качалкин (независимый эксперт) и Илья Покаместов («ЮниФактор»). Оптимистов — Александр Арифов (Руна-банк), Антон Купринов (Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы), Александр Любосердов (АСИ) и Мария Христолюбова (банк «Центр-инвест»).

«Малый бизнес — это самые “теплые” и благодарные клиенты, — уверен Антон Купринов. — Можно опасаться, что они уйдут в крупный банк. Такое случается, но сначала они довольно долго будут у вас в банке, и с большой долей вероятности всt равно оставят в нем часть бизнеса на обслуживании. Все потому. что именно эти люди способны ценить доверие, хорошее взаимодействие и быстроту принятия решений».

 

Арсений Поярков («БизнесДром»), Александр Шустов («МаниФани»), Михаил Качалкин (независимый эксперт) и Покаместов («ЮниФактор»). Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Арсений Поярков («БизнесДром»), Александр Шустов («МаниФани»), Михаил Качалкин (независимый эксперт) и Покаместов («ЮниФактор»). Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

«У кого есть проектное финансирование для малого бизнеса? Что-то не вижу рук. А как же вы хотите, чтобы малый бизнес вырос? — вступил в полемику Михаил Качалкин. — Я не верю в лояльность клиентов, которых мы не знаем и для которых у нас нет продуктов для роста».

«Посмотрите на госзакупки. Это 30 трлн рублей. Существенная часть контрактов — это средний бизнес, гарантированный процент — малый бизнес. Чуть докрутить регулирование — и это огромный простор для заработка», — раскрыл потенциальные выгоды кредитования МСП Александр Любосердов.

 

Мария Христолюбова (банк «Центр-инвест»), Александр Арифов (Руна-банк), Александр Любосердов (АСИ) и Купринов (Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы). Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Мария Христолюбова (банк «Центр-инвест»), Александр Арифов (Руна-банк), Александр Любосердов (АСИ) и Купринов (Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы). Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

«В России в среднем малый бизнес живет два года. Это исчерпывающе описывает все перспективы сотрудничества с малым бизнесом, — тут же возразил ему Арсений Поярков. — В российских условиях надеяться, что вы завели нового клиента и это вынесет ваш банк в топ, как минимум наивно».

Разными оказались взгляды у оптимистов и скептиков и по поводу модной темы маркетплейсов.

«Чтобы не упускать выгоду в сфере работы с малым бизнесом, банкам надо проявлять свойственную МСП гибкость. Стоять на месте — значит проиграть, — считает Мария Христолюбова. — 15 лет назад малый бизнес стал заводить сайты, пять лет назад — открывать странички в соцсетях. Сейчас в тренде — создание маркетплейсов, что чудесным образом накладывается на стремление банков к созданию вокруг себя экосистем».

«Главный риск в работе с малым бизнесом — это человеческий фактор. Люди подвержены страстям. Клиент может снять деньги и уехать за границу. С помощью маркетплейсов вы запустите этот процесс не в арифметической прогрессии, как сейчас, а в геометрической. Зачем, непонятно, — эмоционально возразид ей Арсений Поярков.

Три раунда батла победителя не выявили, пришлось проводить блиц-раунд, по итогам которого верх одержали оптимисты. Скорее всего, банковское сообщество убедили аргументы Александра Любосердова о потенциальных масштабах рынка, что для бизнесменов все же перевешивает не до конца выкристаллизовавшиеся технологии работы с МСП.

Как намазать цифру на хлеб

Цифровые технологии давно превратились из веяния моды в насущную необходимость для большинства банков и финансовых структур. Маркетплейсы, облачные сервисы и другие digital-технологии, партнерство вендоров и стартапов с банками в развитии финансовых экосистем для предпринимателей и «подводные камни» p2p-площадкок. Этот весьма обширный круг вопросов банкиры и финансисты обсудили в рамках третьей сессии Форума.

«К 2024 году рынок платформ p2p на мировом уровне может достичь астрономической суммы и стать одним из главных каналов доставки денег в сектор МСП, — заявил исполнительный директор Ассоциации операторов инвестиционных платформ Кирилл Косминский. В первую очередь малый бизнес может привлекать деньги с помощью краудлендинга (прямых займов) и краудинвестинга (инвестиций в капитал, а также в случае социальных проектов с помощью краудфандинга, который в узком смысле означает привлечение денег в социальные некоммерческие проекты в обмен на нематериальное вознаграждение.

 

Кирилл Косминский, Ассоциация операторов инвестиционных платформ. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Кирилл Косминский, Ассоциация операторов инвестиционных платформ. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

Сдвинулось с мертвой точки и регулирование новой финансовой технологии. В Думе прошел первое чтение Закон, вводящий основы регулирования краудфандинга (в широком смысле слова). Операторы инвестиционных платформ смогут претендовать на включение в реестр Банка России при условии соответствия следующим требованиям:

- Минимальный размер собственных средств — 5 млн. рублей;

- Выполнение требований к руководителям аналогичных иным финансовым организациям;

- установлении лимитов на привлечение средств от инвесторов и в проекты, устанавливаемые Банком России;

- обязательное использование номинальных счетов (если иное не установлено правилами платформы);

- публичность правил, процедур оценки проектов и предупреждение о рисках.

Также закон предусматривает привлечение средств в том числе через выпуск и продажу токенов (ICO).

«Драйвером отрасль МСП для нас не стала, но мы видим в нем перспективу, — заявил гендиректор компании “Абсолют Страхование” Дмитрий Руденко. — Европейский опыт страхования МСП в Австрии показывает, что на одного малого предпринимателя приходится 5-6 страховых продуктов. Четыре миллиона компаний МСП генерируют 5 млрд евро премий. По объему это почти треть страхового рынка России».

Цифровые технологии в сфере страхования также становятся востребованными. В качестве примера востребованной страховой цифровой платформы Д. Руденко привел проект испанского подразделения компании Zurich. Суть решения — экосистема, на которой МСП предлагаются рекомендации и услуги по открытию и ведению бизнеса, различным образовательным продуктам, а также управлению всем комплексом страховых продуктов (как для бизнеса, так и личных/семейных). В России онлайн-сервисы в страховании тоже начинают завоевывать рынок. Так в «Абсолют Страховании» работает онлайн-сервис страхования ответственности арендатора.

Цифровизация способна помочь банкам и в отношениях с надзорными органами и регулятором. «Применение ФЗ-115 — это территория повышенного риска, — напомнила менеджер проектов компании "СКБ Контур" Ольга Стаднийчук. — С 2013 года отозвано порядка 350 лицензий. В большинстве случаев именно из-за неисполнения ФЗ-115. Со своей стороны Росфинмониторинг находит нарушения этого закона в 100% своих проверок». При этом старые методы работы Росфинмониторинга сильно тормозят операционную работу банка. О. Стаднийчук заявила, что выходом стал бы онлайн сервис проверки соответствия операций банка требованиям ФЗ-115. Компания СКБ Контур как раз находится в стадии разработки этого продукта и намерена вывести его на рынок в следующем году.

 

Ольга Стаднийчук «СКБ Контур». Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Ольга Стаднийчук «СКБ Контур». Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

«Для банков диджитализация — это вопрос сокращения издержек, развития сервисных приложений, технологии удержания клиентов, — заявляет заместитель директора Группы банковских рейтингов АКРА Валерий Пивень. – Лучше всего все что связано с диджитализацией работает там, где есть запрос со стороны mass market, то есть продукты которые не нужно подстраивать под конкретного клиента».

 

Валерий Пивень, АКРА. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Валерий Пивень, АКРА. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

Под конец Форума снова обозначились разногласия между скептиками и оптимистами.

Провальными назвал итоги 2017 года по кредитованию МСП председатель Комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ Владимир Гамза. Объем снизился на 7% номинально, а в реальном выражении от доли МСП еще больше. Совокупная поддержка государства составила 253 млрд рублей, а провал составил 300 млрд. Данные за август-сентябрь внушают опасения, что рост вызванный отскоком цен на нефть быстро закончился и поддержка государства не окажет большого влияния. Объем поддержки государства — 6% от объема финансирования МСП. Гораздо важнее создание нормальной финансовой и налоговой системы считает В. Гамза.

 

Владимир Гамза, ТПП РФ. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

Владимир Гамза, ТПП РФ. Фото: Альберт Тахавиев / «Б.О»

 

А вот директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Игорь Алексеев напротив считает, что несмотря на все трудности объем кредитования МСП в 2019 году может приблизиться к докризисному уровню и составить 7,2-7,5 млрд рублей и главным драйвером все же выступит рост мер господдержки. Проблема состоит в концентрации бюджетных средств на узкой группе банков — участниками программы льготного кредитования являются всего 15 топовых банков, которые больше заинтересованы в кредитовании средних компаний. То есть существует риск, что до малого бизнеса дойдет меньшая часть выделяемых государством денег.

Комментарии участников

Александр Шустов, директор Российского центра малого и среднего предпринимательства

Для того чтобы сделать качественный и актуальный продукт, надо быть на одной волне с потребителем и понимать, что ему нужно. Мы кредитуем МСБ уже два года, и картина все время меняется. Кто-то перекредитовывает старые долги, кто-то не может получить необходимые средства в банке, а для кого-то просто важны скорость и минимум бумаг. А еще очень важно в том огромном потоке информации найти все, что необходимо для ведения бизнеса. Именно для этого мы создали интернет-площадку Российского центра малого и среднего предпринимательства. Там можно найти все, что нужно, от новостей до удаленного ведения бухгалтерии по конкретному сегменту и направлению бизнеса. Мы хотим максимально упростить задачу бизнесменам, предлагая готовые пакеты решений.

 

Илья Покаместов, исполнительный директор компании «Финанс ПРО»

Факторинг не надо воспринимать как конкурента банковскому кредитованию. Наши продукты служат дополнительными источниками финансирования сегмента МСП. И то, что нам хотят помочь (речь о дорожной карте по поддержке МСБ до 2021 года, разработанной Банком России) — это очень хорошо, главное, чтобы не навредили.

 

Виктор Жидков, председатель правления VestBank

Тарифы по-прежнему играют очень важную роль, потому что услуга не воспринимается уже как какая-то великая ценность. И сегодня побеждает тот, кто смог сделать себестоимость своего продукта в сегменте МСП действительно низкой. Новую ценность стоит искать в понимании, кто ваш клиент, с какими проблемами он сталкивается и как он вообще проживает свою жизнь. Погружаясь в это и узнавая, что тревожит клиента, какие боли он испытывает, мы сможем удержать его. И, конечно, конкуренции в сегменте МСП сильно помогает диджитализация.

 

Роман Кумар Виас, основатель Qmarketing

Банки уже давно перестали конкурировать конкретно тарифами и продуктовыми предложениями. На первое место выходит персонализация с точки зрения решения конкретных задач клиентов из разных индустрий. Конкуренция сейчас идет в основном за пользовательский опыт, за интерфейс, за банковское обслуживание и так далее. Именно на этом стоит сделать акцент банку, если все-таки будет создан маркетплейс для МСБ.

 

Владимир Ломов, советник генерального директора компании «Таможенная карта»

В то время как банки фокусируются на вопросах валютного учета и контроля, мы предлагаем комплексный продукт для участников ВЭД: выпуск электронных подписей, которые принимает Федеральная таможенная служба, таможенное оформление и моментальные таможенные платежи, которые уплачиваются копейка в копейку. У нас достаточно большая партнерская сеть профучастиников, в нашей службе поддержки консультируют клиентов не сколько по вопросам расчетов, сколько по вопросам сопутствующим, включая проблемы в работе автоматизированных систем таможни. Сегодня в нашей системе порядка 76-78 банков-партнеров, для которых мы делаем полную экспертизу ВЭД клиента, как при импорте, так и при экспорте товаров.

 

Мария Христолюбова, заместитель начальника управления по работе с МСБ

В этом году стартовал проект Акселератор банка «Центр-инвест». Основанный на лучшей мировой практике, он вобрал весь наш опыт работы со стартапами и сегментом МСП. Это не только льготное кредитование социально значимых проектов, но и консультации, лекции и выступления лучших спикеров, менторская поддержка. Все материалы есть в формате онлайн-курсов и переведены на несколько языков (всеобуч.рф). Курсы бесплатные, рассчитаны на массового пользователя, заинтересованного в саморазвитии и получении новой информации о финансовых продуктах, финансировании и пользуются большой популярностью не только у предпринимателей, но и у гос.служащих, студентов. Необязательно быть клиентом банка «Центр-инвест», чтобы пройти обучение. Для нас это социально-просветительская работа, миссия банка в регионах присутствия.

 

Ольга Стаднийчук, менеджер проектов СКБ Контур

Цель интеграции - новое удобство. Чтобы продукты не просто «лежали рядом», а облегчали жизнь клиента. Это когда платежки бесшовно «ходят» между интернет банком и бухгалтерией, не трятя время на экспорт-импорт между программами. А онлайн проверка контрагентов дает возможность корректировать решение перед отправкой денег с учетом актуальных рисков.

 








Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ