Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
«Углубленный» обмен мнениями между банками, МФО, ЦБ и Минкомсвязи может привести к дополнительным расходам
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) выступило с весьма «заманчивым» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предложением: банки, страховые компании, коллекторские агентства, МФО и другой бизнес за плату смогут использовать сервисы «электронного правительства». В их число входят Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) и Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Однако перечень платных функций еще не составлен, а расценки еще не проработаны.
В соответствующем документе, опубликованном на портале проектов нормативных актов, говорится, что одним из основных принципов совершенствования инфраструктуры электронного взаимодействия является установление порядка использования и размера платы за использование инфраструктуры электронного взаимодействия нормативными правовыми актами. Сейчас инфраструктура «электронного правительства» финансируется за счет средств федерального бюджета. Цель проекта Минкомсвязи — привлечь внебюджетные средства. Если проект будет утвержден, платить за услуги электронного правительства предприятиям придется уже с ноября 2016 года.
Ежегодно на эксплуатацию этой инфраструктуры выделяется около 2 млрд рублей из федерального бюджета, цитирует РБК слова замглавы Минкомсвязи Алексея Козырева. «С помощью коммерциализации сервисов “электронного правительства”, в первую очередь в области идентификации и аутентификации граждан, мы пытаемся сократить нагрузку на бюджет», — объясняет чиновник.
Но что самое любопытное в этой истории: либо все так плохо с бюджетом страны, либо в главном ведомстве связистов, что называется, правая рука плохо знает, что делает левая. Всего лишь полтора месяца назад — 13 июля — в Москве состоялась четвертая ежегодная практическая конференция «Кредитный скоринг — 2016». Ее особенностью стал «углубленный» обмен мнениями между банками, МФО, ЦБ и Минкомсвязи по поводу управления рисками и валидации моделей.
О том, что может предложить Министерство связи и массовых коммуникаций банковскому сообществу, а также представителям МФО в плане идентификации клиентов посредством сервисов электронного правительства, тогда весьма подробно рассказал Эдуард Моссаковский, руководитель направления этого ведомства. По его словам, в России создана и успешно работает Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — информационная система, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных и иных информационных системах.
В ней предусмотрено три уровня идентификации, самый строгий и подходящий для финансового сообщества — третий. Но, к сожалению, его имеют сегодня всего 18 млн человек. Кроме идентификации через ЕСИА можно провести идентификацию через СМЭВ — систему межведомственного электронного взаимодействия, избавившую граждан от необходимости собирать документы в различных государственных органах. К сожалению, пока не все заинтересованные кредитные организации могут использовать СМЭВ как шлюз для своих целей — не позволяет законодательство.
«Нужно выходить на регулятора, говорить ему, как вам (банкирам) важны скорость и качество получения информации. Ведь без импульсов от участников рынка существующий механизм запуска государственных проектов не заработает», — обратился к залу с предложением в финале своего выступления Эдуард Моссаковский.
Получается, что «импульс» от участников рынка в сторону регуляторов исказился. Помехи на линии либо что-то иное… Как бы не получилось, что за созданное на деньги налогоплательщиков этим самым налогоплательщикам придется платить второй раз. А как иначе? К кредитам с моментальным одобрением и прочим современным финансовым сервисам привыкли уже все.
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником