Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Технологии стали кодовым словом практически для всех банковских конференций. Накануне одного из важных событий — традиционного форума в Сочи «Банки России XXI век» «Б.О» решил узнать у Татьяны Ушковой, председателя правления Абсолют Банка, насколько "цифра" за последнее время поменяла жизнь банков, их клиентов и партнеров и как идет интеграция с финтехами, на которую делали высокую ставку многие участники рынка
— Татьяна, не так давно на Ежегодном финансовом конгрессе в Санкт-Петербурге была озвучена идея необходимости лицензирования финтех-компаний. Как вы считаете, насколько заинтересованы в ее реализации банки, в частности Абсолют Банк, который сейчас активно работает со стартап-проектами?
— Давайте вспомним, что первые шаги к цифровизации банки сделали благодаря решениям талантливых стартаперов и финтех-компаний. Поэтому очевидно, что финансовый рынок заинтересован в их скорейшем лицензировании. Отрицать этого нельзя — большинство банков один за другим открыто объявляют, с какими финтех-компаниями они запускают очередные совместные проекты. За грамотные и прорывные предложения финтехов банки конкурируют, понимая, что они сокращают им расходы, ускоряют их — снаружи и изнутри.
Технологии надо запускать, когда они отвечают двум основным требованиям: легко масштабируются и приносят очевидную экономию в затратах
При этом и регулятор, и все участники банковского рынка, прекрасно понимают, что техническая революция не должна ни в коем случае обострять риски раскрытия банковской тайны. Защита персональных данных клиентов — сейчас тема номер один для всех. У банков данные клиентов защищены изначально, в этом вопросе финансовые структуры по объективным причинам жестко регламентированы. И, конечно, банки напрямую заинтересованы в том, чтобы финтех-компании в этой чувствительной для всех теме соблюдали правила игры на все сто процентов. Поэтому внедрение общих стандартов лицензирования в этой сфере более чем необходимо для всех сторон с практической точки зрения.
— То есть лицензирование сократит риски, которые могут усилить неопытные стартаперы, поскольку сегодня они работают с банками по наитию, не зная правил?
— Не совсем так. Профессиональные финтехи работают уже не по наитию, они используют все мировые практики и стандарты, но делают они это, потому что доросли до высокого уровня ответственности и понимания банковского бизнеса. Им не надо объяснять, насколько важна защита персональных данных и информации. Но сообщество финтехов неоднородно, и иногда без злого умысла получается, как в известной поговорке: «Что не запрещено — разрешено». Поэтому единый стандарт для всех финтехов, которые хотят работать с банками, — это своего рода охранная грамота для финансовой отрасли. Пока еще не могу сказать, что все стартаперы одинаково серьезно и ответственно подходят к этой теме и учитывают ее при разработке решений.
Да, у банков как у консервативных с точки зрения риска участников рынка заведомо высокие требования к партнерам. Финтехи с лицензией априори поднимутся на более высокий уровень.
—Но не получится ли так, что эту желанную лицензию получат в итоге только те финтех-компании, которые уже успели реализовать крупные заметные проекты?
— Для таких опасений оснований нет. Шаги, которые делает сейчас регулятор в этом направлении, не направлены на утяжеление процесса взаимодействия банков и стартапов. Напротив, банки, которые входят в Ассоциацию Финтех, наблюдают либерализацию подходов к этой теме — регулятор подходит к вопросу взаимодействия финансовых организаций и стартапов с учетом реального положения дел. Открыто обсуждаются с банками все нюансы этого процесса.
Цифровое приложение позволяет сделать сотрудника банка более профессиональным, высокотехнологичным, эффективным. Но это не замена человеческого интеллекта
Что касается опыта той или иной финтех-компании, то, конечно, он важен и сейчас. Если у стартаперов есть только желание попробовать сделать совместный проект, а опыт нулевой, то надо ликвидировать этот пробел через акселераторов, а потом уже выходить с решениями к конкретным организациям. Это серьезно упрощает общение одновременно с двух сторон.
— Одна из дискуссионных тем Форума «Банки России XXI век» — «Что хотят клиенты в регионах — цифровой банк или человеческое общение?» Ваш опыт банкира о чем говорит?
— Лично я не делю клиентов на «региональных» и «столичных»: мой опыт доказывает, что никакой региональной экзотики на самом деле нет. Клиент в любом регионе, в любом городе хочет получить услугу быстро, качественно и в удобном для него формате. Два года назад я заблуждалась, считая, что «цифра» заменит большую часть сотрудников в банках. Особенно самых дорогих — сейлз-менеджеров. Впрочем, поначалу, так рассуждали многие. Но жизнь показала, что не все так просто: через год после запуска основных розничных проектов в «цифре» на конференции в Сочи я сказала, что цифровые технологии — это глобальный помощник для сейлз-менеджеров в коммуникации с клиентом. То есть не замена, а именно помощник, а это принципиально другой вывод о развитии банковских сервисов. Цифровое приложение позволяет сделать сотрудника банка более профессиональным, высокотехнологичным, эффективным. Но это не замена человеческого интеллекта. Это цифровизация с человеческим лицом. Особенно это заметно в работе с частными клиентами. Оформление того же кредита в рознице хорошо уходит в «цифру». Но если мы говорим о более сложных продуктах, где у клиента остаются вопросы и сомнения, то он чаще хочет задать их не роботу, он даже контакт-центру не хочет их иногда задавать. Он в этом случае ждет ответа менеджера, он хочет видеть в его лице высококлассного специалиста, эксперта, который может рассуждать нестандартно, не жонглировать общими фразами из скрипта. И вот здесь как раз уже не имеет значения, идет речь о клиенте из Санкт-Петербурга, Краснодара или, к примеру, Уфы, желания и потребности у них сходятся. Если у тебя есть деньги, то ты хочешь видеть не айфон, а глаза человека, глаза эксперта, который отвечает за свои рекомендации, за свои слова.
— Повышается ли сегодня эффективность банков от использования цифровых сервисов или плата за разработку и обслуживание собственных недавно запущенных платформ пока не дает реальной выгоды и еще не скоро окупится?
— Мы еще на этапе разработки платформы решили, что технологии надо запускать, когда они отвечают двум основным требованиям: легко масштабируются и приносят очевидную экономию в затратах. Если вы запускаете технологию, которая не отвечает этим двум запросам, то акционер спросит у вас, зачем вы все это сделали, ради чего. При правильном запуске уже через год можно фиксировать сокращение расходов: у нас за год снижение затрат составило чуть больше 30%.
— То есть в случае с новыми платформами —это не та история, когда обещанного три года ждут?
— Если качественно проведена предварительная работа до запуска технологического решения (а она как раз и требует времени), то цифровая платформа дает результат практически сразу после внедрения.
— Может ли средний региональный банк остаться в живых, конкурируя с более крупными по размеру банками за счет цифровизации?
— Если у банка есть адекватная стратегия и адекватное понимание, где его сильные стороны, то он может конкурировать. Не размером капитала, а технологиями и сервисом. Но есть одно «но». Поскольку я долго работала на региональном рынке, я смогла сравнивать преимущества федеральных банков в части ресурсов. Конечно, в Москве доступ к финтехам, стартапам больше и шире, количество сотрудников, из которых ты можешь выбирать, в столице тоже больше. В регионе ты лишен этого преимущества. Ключевое — это всегда кадровый ресурс. Если ты хочешь драйвовую команду, то в сотрудников надо вкладываться, обучать их. Сами по себе технологии не работают, как я уже говорила. Они — приложение к людям.
Абсолют Банк первым из участников рынка выпустил цифровую гарантию для МСБ в начале этого года. Насколько предприниматели дозрели до таких инноваций со стороны банков и почему именно в рамках госзаказа онлайн-гарантии сейчас набирают вес? На эти и другие вопросы «Банковского обозрения» ответила председатель правления Абсолют Банка Татьяна Ушкова
О том, каким будет банкинг на среднесрочном временном горизонте, что нужно менять банкам в своих процессах уже сейчас, чтобы быть конкурентоспособными завтра, поговорили Александр Погудин, член совета директоров ЦФТ, и Татьяна Ушкова, председатель правления АбсолютБанка
В условиях растущих угроз кибербезопасности и мошенничества OSINT (Open Source Intelligence, разведка по открытым источникам) становится неотъемлемой частью управления рисками. Плохо то, что технологии Human intelligence, т.е. агентурной разведки, стали доступнее всем
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В 2023 году Бизнес Платформа ВТБ для малого и среднего бизнеса выиграла в специальной номинации Премии инноваций и достижений финансовой отрасли FINAWARD. О развитии нового интернет-банка для бизнеса «Б.О» рассказал Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк», вице-президент ВТБ
Первые государственные банки располагались в бывших частных домах и даже на монастырском подворье, а первое здание, построенное специально для банка, появилось в 1783 году по Указу императрицы Екатерины II о строительстве в Санкт-Петербурге Ассигнационного банка
В рамках акции банк перечисляет один рубль за каждую покупку еды в супермаркетах, кафе и ресторанах в период с 30 сентября по 30 октября 2024 года в благотворительный фонд «Дари еду» на развитие проекта «Социальные кухни»