Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Технологии сами по себе уже мало что решают
09.09.2019 Аналитика

Технологии сами по себе уже мало что решают

На рынке в этом году появится комплексная логистическая экосреда. О том, как трансформируется рынок, какие преимущества от работы в новой среде получат пользователи, «Б.О» рассказал Андрей Баринов, президент Национального объединения таможенных представителей (НАТП), генеральный директор платежной системы «Таможенная карта»


Андрей Баринов, «Таможенная карта». Фото: Елена Сычева / «Б.О» — Андрей Александрович, не так давно вы анонсировали создание экосреды для участников ВЭД, уже на сентябрь текущего года запланирован запуск первых сервисов в рамках проекта. Идете, что называется, с опережением графика?

— На мой взгляд, причина быстрого старта и развития проекта — в эффекте критической массы. Контуры экосреды сложились после дискуссий о дальнейших направлениях развития рынка с нашими партнерами и клиентами. Подружить сервисы и провайдеров между собой можно только в рамках экосистемы. Наша цель — обеспечить условия, необходимые для взаимодействия участников экосистемы, а не создать еще одну логистическую платформу или платежную систему.

— В чем, с вашей точки зрения, принципиальные различия?

— В обиходе несколько модных терминов, употребление которых позволяет собеседникам, «оставаясь в теме», комфортно общаться на разных языках, создавая полную иллюзию понимания.

Один из них — цифровизация. Электронное декларирование начиналось с передачи сканов документов — деклараций и сертификатов — по электронной почте. Сейчас это удаленное взаимодействие с таможенными органами, с ЭЦП, с предварительной подачей информации в одно окно. Цель достигнута?

Сходный термин — «единое окно». Одна точка входа — документ отправляется один раз и обрабатывается с использованием обобщенных, межведомственных критериев.

Этап «сам себе операционист» клиентами был успешно пройден, настал период насыщения — системы дистанционного обслуживания стали родственно схожи, а все находки копируются молниеносно. Банки в Интернете ловят клиентов, радуются тысячам открытых счетов, а клиент, внезапно осознав, что дальше так же быстро и легко уже не будет, ищет новый банк. Дальше нас ждет следующий уровень цифровизации — там, где удовлетворение потребностей клиента, где полностью эффективно работающий бэкофис и компетентно-дружественная служба поддержки. К сожалению, все это очень далеко от жизни крупных корпоративных структур, организационно-правовая форма здесь значения не имеет.

— Какие сервисы будут доступны пользователям?

— Экосистема — это объединение провайдеров услуг и создание ими совместных продуктов. Мы исходим из того, что каждый участник экосреды заинтересован в качественных сервисах, комплексно предоставляемых на всех этапах движения товара. Конечному клиенту будут доступны информационный обмен, консультирование, юридическая поддержка, обмен услугами, декларирование товара, проведение платежей, страхование рисков, предоставление гарантий и другие возможности. Так, помимо таможенных брокеров, логистических компаний, банков и страховщиков желание участвовать в проекте выразило несколько IT-компаний с их уникальными, разработанными для логистического сегмента рынка сервисами. Будет и бесплатный базовый набор услуг.

— Что изменится для пользователей, в том числе для участников ВЭД, с момента запуска? Какие дополнительные сервисы или преимущества они получат уже на первом этапе?

— Задача первого этапа — интегрировать стандартный для рынка набор услуг, оказываемых таможенными представителями, логистическими компаниями, перевозчиками. Мы надеемся стать полезными и для самих провайдеров — больших инфраструктурных компаний, которые зачастую не могут дотянуться до мелких клиентов.

— То есть на платформе будет присутствовать несколько поставщиков одной услуги? К примеру, сервис по оплате таможенных платежей будет представлен не только платежной системой «Таможенная карта», но и альтернативными системами?

— В рамках экосреды мы рады любым платежным инструментам, будь то НСПК «Мир», «Раунд» или «Таможенная карта». В приоритете — надежность, качество и скорость. Здесь, в этом проекте, мы — коллеги, а не конкуренты. Существует огромное разнообразие платежных механизмов, начиная с глобальных (НСПК «Мир», схемы прямых платежей) и заканчивая многочисленными приложениями для малого и среднего бизнеса, банковскими ДБО и т.д.

— В чем вы видите потенциал развития в банковской сфере?

— На мой взгляд, теперь на очереди «самокопание». Система предоставления дистанционных услуг отработана, все, что лежало на поверхности и могло быть предоставлено, уже сделано, осталось самое сложное — создание внутри (мы говорим не только о банках) структуры (информационной, организационной поддержки), способной ответить на внешние вызовы.

Технологии денежных переводов неважны и неинтересны — здесь много делает ЦБ, но это базовые вещи, очевидно, что банковские продукты регулятор разрабатывать не будет.

Этап «сам себе операционист» клиентами был успешно пройден, настал период насыщения — системы дистанционного обслуживания стали родственно схожи, а все находки копируются молниеносно

На нашем примере — изначально «Таможенная карта» строила свои услуги вокруг «платежа», сейчас акценты — на удобстве, аналитике, качестве. Полагаю, что именно такой подход позволил нам за первое полугодие 2019 года нарастить обороты на 1,5% на фоне падающего рынка и выйти на показатель 335 млрд рублей.

ФТС открыт для конструктивного общения, нет никаких технологических препятствий и административных барьеров, решающими факторами являются профессионализм и экспертиза. Теперь мы можем конкурировать, опираясь на технологические решения, уникальную экспертизу и опыт — то, чем мы сильны как профессионалы.

— Кого вы подразумеваете, когда говорите «мы»?

— В сфере таможенного оформления есть много надежных участников, почти все они объединены в профессиональные ассоциации — «Гермес», НАТП, «Содействие развитию ВЭД» и др. Основные критерии в выборе партнеров — опыт и надежность. Наша задача — объединить профессионалов рынка, обеспечивающих прохождение товара на всех этапах.

— То есть «порог вхождения» в экосистему — профессиональная репутация участника рынка? Какие здесь ориентиры?

— В среде таможенных брокеров и представителей существуют очень жесткие и четкие понятия репутации того или иного игрока. У ФТС свои критерии: количество открытых административных дел, правонарушений, из-за которых исключают из реестра. Критерии оценки качества, рейтинги будут формировать сами клиенты. Чего мы точно намерены избежать — ситуации, в которой участники будут конкурировать между собой, чтобы не появился ценовой демпинг.

— Какие услуги получат участники ВЭД на первом этапе работы экосистемы?

— Они получат среду, в которой можно проводить платежи, осуществлять декларирование товаров. В перечне — набор услуг (финансовых, связанных с таможенным оформлением, с логистикой), возможность получить краткосрочный кредит, внести обеспечение, гарантировать исполнение контракта и т.д.

Мы в первую очередь ориентированы на крупных корпоративных участников ВЭД, в отдельных случаях — на средний бизнес, профиль которого — профессиональная внешнеторговая деятельность значительных объемов. Сегмент МСБ мы пока рассматриваем на уровне идей — относительно платежных сервисов, а также транспортной внутрироссийской логистики. Одна из болевых точек для участников рынка — лизинг транспортных средств, это также часть наших клиентских сервисов.

— Какова роль НАТП в развитии экосреды?

— Именно НАТП является инициатором и драйвером создания экосреды. Статус общественной организации делает Ассоциацию нейтральной к конкретным бизнес-интересам и к отдельным членам, а также к банкам, сообществам и так далее. Основной принцип, положенный в основу экосреды, — независимость, что дает гарантию предоставления конкурентных, выгодных для каждого участника услуг. Например, инфраструктурные компании получают от участия выгоду, выступая либо как продавцы услуг, либо как клиенты — потребители услуг, в том числе — банковских. Уже сформирован пул банков, определены лимиты — не только банковские, но и страховые.

— Как будет выглядеть экосреда на втором этапе развития проекта? На третьем? Через три года?

— Первая версия сервиса появится на базе сайта НАТП, а на отдельную платформу «переедет» на втором этапе — по нашим планам, это произойдет уже зимой 2020 года. НАТП, которая и ранее являлась поручителем для своих членов по ряду видов деятельности перед ФТС, будет развивать данные сервисы, проводить учет обязательств. Ближе к концу следующего года мы надеемся получить синергию от объединения отдельных элементов и сегментов экосреды, которые начнут друг друга дополнять

— Предполагается ли предоставлять часть сервисов на некоммерческой основе?

— Конечно. Бесплатным будет базовый набор сервисов: в аналитике, в консалтинге, в таможенном оформлении, часть юридических услуг. Принцип тот же, что и в современных банках, страховых компаниях.

Андрей Баринов, «Таможенная карта». Фото: Елена Сычева / «Б.О»

Андрей Баринов, «Таможенная карта». Фото: Елена Сычева / «Б.О»

— Вы уже сформировали принципы отбора для юристов, консультантов?

— За нас это сделал рынок. Профессиональных юристов, которые специализируются на таможенном оформлении, рынок хорошо знает. Наработан опыт у таможенных представителей, которые специализируются на определенных направлениях, поставках, стандартах. В зависимости от качества их услуги имеют разную стоимость, но участники экосистемы смогут рассчитывать на частично бесплатную консультацию.

— Вы ранее упоминали, что клиенты банков получили вместо ценностей набор сложных интернет-сервисов. Как вы представляете себе идеальный интерфейс, клиентские сервисы экосистемы?

— Наша цель — настроить сервисы так, чтобы клиенту не нужно было обращаться к ДБО. Услуги встраиваются в систему электронного документооборота данного клиента, и однажды настроенная им система работает, в том числе проводит расчеты, считает риски непрофильной активности. Это подразумевает не просто аналитику, но и администрирование, и роботизацию бизнес-процедур, связанных с логистикой поставок и гарантированной оплатой.

Наша цель — настроить сервисы так, чтобы клиенту не нужно было обращаться к ДБО

На мой взгляд, клиенту должно быть все равно, кто доставляет его груз — такой своеобразный логистический Uber или кто-то еще, главное — чтобы было гарантировано высокое качество транспортных услуг. В таком виде у экосистемы нет конкурентов на рынке, и непринципиально, будет ли оплата проводиться через платежную систему либо через банковские сервисы, систему прямых расчетов Центрального банка, QR-код.

— На рынок планируют выйти нескольких онлайн-платформ, услуги которых будут схожие с вашими, в том числе сервис на базе Российского экспортного центра (РЭЦ) для участников ВЭД. Вы не видите в них конкурентов?

— РЭЦ, насколько я понимаю, — это государственный проект по продвижению товаров российских производителей на экспорт с упором на логистику и платежи. В этом смысле РЭЦ — настоящий маркетплейс.

— Какие сейчас есть «узкие места» в банковской системе для участников ВЭД, сможет ли экосистема их ликвидировать?

— Даже для крупнейших участников внешней торговли актуальным остается вопрос с овердрафтами. Мы наблюдали, как Bosch (один из крупных западных поставщиков техники) поменял банк у нас в системе «Таможенной карты». Клиент выбрал кредитный лимит по основному счету, и банк не обеспечил ему овердрафт. Подобные проблемы возникают даже с крупнейшими госбанками. Клиенты предлагают решение — существует неснижаемый остаток по счету в ФТС, который при размещении его в банке может быть использован в качестве гарантии при начислении овердрафта… При этом для клиента Таможенная карта будет бесплатной. Казалось бы, выигрыш явный для всех сторон. Но банковские технологии этого сделать не позволяют.

— Какова роль госструктур в работе экосистемы? Гарантирует ли она пользователям более полный доступ к информации, к госуслугам?

— Госструктуры, хотим мы этого или нет, по определению являются частью «пищевой цепи» в сегменте ВЭД. Даже если они не входят в экосистему формально, с этой позиции ФТС, Минтранс, ФНС, Фитосанитарный контроль, Центральный банк являются принципиальными элементами структуры. Все они работают над решением задач, в том числе в области цифровизации. Их действия, безусловно, влияют на систему. Надеюсь, мы со временем придем к западной схеме «единого окна», где СУРы (системы управления рисками) формируются не одним ведомством, а комплексно — оператором во взаимодействии всех ведомств.

— ЦБ РФ участвует в пилотном проекте создания маркетплейсов в сфере банкострахования, предоставляя свой бренд и высокий уровень гарантий. Расскажите о перспективах стандартизации рынка ВЭД на базе вашей платформы. Возможно ли в перспективе подобное сотрудничество с госорганами?

— Стандартизация на уровне идеи, безусловно, существует, но не на этапе запуска экосистемы. Стандартизация возможна и необходима по ряду направлений, каждое из которых является предметом регулирования различных ведомств. Также существуют международные стандарты — грузовых перевозок, обмена и т.д. Еще одна плоскость — это биллинг и стандарты отправления и перемещения грузов. Сейчас мы работаем над «пилотами» в сфере стандартизации, согласно плану должны запустить их на втором этапе.

— Создание платформы оценивают в 250 млн рублей. Каковы источники?

— Давайте признаем: 4 млн долларов — не слишком существенные затраты на реализацию такого масштабного проекта. К тому же на момент запуска собственной платформы мы освоим не более 30% указанной суммы.

Пока затраты не столь значительны, и НАТП финансирует работу из собственных источников. Есть ряд предложений — от одного западного инвестфонда и даже от частных инвесторов. Уверен, что проблем с финансированием не будет. По факту, от запуска экосистемы выиграют все участники рынка, отрадно, что уже на сегодняшнем этапе наши ключевые партнеры это понимают и готовы поддержать нас на этом пути.






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной

ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ