Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
В России трудовое законодательство соблюдается выборочно, и это особенно характерно для депрессивных регионов. Выбор «качественных» нанимателей там весьма ограничен. И именно структуры финансового сектора — банки, страховые и лизинговые компании, брокеры — являются наиболее стабильными работодателями (за исключением госсектора, но зарплаты там обычно ниже). Это приводит к выводу: умный человек, даже если обстоятельства его увольнения или сокращения были травмирующими, не станет раздувать скандал.
«Публичный негативный отзыв о своем (в том числе бывшем) работодателе в банковской системе скорее негативно характеризует самого сотрудника, чем его работодателя, — категоричен в своих суждениях Михаил Ермаков, независимый эксперт рынка. — Конечно, если это не обвинения в нарушениях законодательства, которые неизбежно должны становиться предметом судебного разбирательства, но это уже совсем другая история».
Однако HR-специалисты доказывают: слова о HR-цикле, о том, как важно, чтобы, даже покидая организацию, человек оставался лояльным, — не просто мантра кадровика. Особенно в текущий кризис, когда, согласно выводам Стэнфордского и Чикагского университетов (апрель 2020 года), впервые со времен Второй мировой войны экономики мнлгих столкнулись с масштабным шоком перераспределения рабочих мест. Рост количества «перебежчиков» сегодня неизбежен, а сотрудники, как чувствительные радары, улавливают все, что происходит в организации.
«Сотрудники крупных финансовых структур более интеллектуальны и будут биться до последнего, требуя выходные пособия в размере четырех-пяти окладов и прочие блага, умело создавая негативный фон. А их более востребованные коллеги будут думать о смене работодателя на более стабильного, поскольку наслышаны, как плохо прощаются в случае увольнений, — уверена Марина Шалолашвили, глава комитета HR НП «Эксперты рынка труда». — Таким образом, именно крупнейшие страховые, банковские секторы окажутся под прицелом, а вовсе не мелкие брокерские и микрофинансовые структуры, для которых типично обращение с персоналом “без церемоний”».
Сотрудники крупных финансовых структур более интеллектуальны и будут биться до последнего, требуя выходные пособия в размере четырех-пяти окладов и прочие блага, умело создавая негативный фон
Выходит, что публичная огласка или даже обещание ее сотрудником становится своего рода рычагом для шантажа работодателя, даже если сокращения неизбежны и проводятся с соблюдением всех норм Трудового кодекса. Марина Шалолашвили ожидает, что суды будут восстанавливать людей на работе, И уж тем более в случаях, если имели место факты нарушения ТК при увольнениях, на стороне экс-сотрудников будут выступать инспекции по труду. Но права заявлять о своих обидах есть и у работодателя, напоминает эксперт.
Возникает вопрос: а рассматривают ли банки повторно кандидатуры конфликтных сотрудников? Ксения Мартынова, управляющий директор департамента HR-компетенций Сбербанка, говорит, что при определенных обстоятельствах — рассматривают. Это возможно, если была сложная ситуация в регионе, в экономике.
«Жалоба позволяет нам понять, что некорректно работает у нас в процессах, чего мы не замечаем в людях, в команде. Мы всегда готовы извиниться, перевести диалог в конструктивное русло, — говорит Ксения Мартынова. — В том числе и потому, что спустя три-четыре года многие сотрудники возвращаются, особенно в территориальные банки. Но если человек не соответствует образу банка, не говоря уже про криминал, мы такую кандидатуру не рассматриваем».
В банке «Открытие» без потери эффективности пережили пик пандемии и приспосабливаются к работе в условиях «новой нормальности». О том, как изменения отражаются на процессах, проектах, подходах к управлению персоналом и KPI, «Б.О» рассказала Светлана Емельянова, руководитель операционного блока, член правления банка «Открытие»
Треть банков планирует сократить персонал. Число вакансий в банковском секторе за апрель-май 2020 года по отношению к предыдущим месяцам упало на треть. Но и тех, кого руководители кредитных организаций оставят в штате, после окончания пандемии ждут серьезные перемены
В кризис приходится гасить конфликты, чтобы негативные отзывы уволенных или недовольных сотрудников не подпортили имидж организации. HR-эксперты банков и компаний финансового сектора отвечают на вопрос: почему так важна репутация и как ее сохранить?