Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Показатели рынка автокредитования в течение первого полугодия 2020 года успели продемонстрировать резкий скачок — от локальных максимумов с докризисного 2014-го до фантастического по глубине провала. Эксперты рынка надеются, что расширение программ господдержки сработает в плюс как населению, так и банкам
Опрошенные «Б.О» эксперты рынка единодушны: год начинался лучше, чем ожидали даже оптимисты. «Автокредитование в начале текущего года показало отличную динамику. По сравнению с первым кварталом 2019-го число выданных автокредитов выросло почти на 12% и побило рекорд, оказавшись наивысшим значением для аналогичных периодов прошлых лет начиная с 2014 года», — сообщила Виктория Антонова, руководитель бизнеса «Автокредитование» департамента продуктов Банка «Санкт-Петербург» (БСПБ).
Наталья Русова, коммерческий директор Русфинанс Банка также наблюдала активную положительную динамику: «Результаты продаж Банка в первом квартале более чем на 20% превышали продажи аналогичного периода прошлого года».
Показатели впечатляющие, если учесть, что этот банк в первом полугодии 2019 года возглавлял топ-10 российских кредитных организаций по объему выданных автокредитов. А Группа Societe Generale в России (куда входят Росбанк и Русфинанс Банк) на 1 июля 2019 года располагалась на третьей строчке «горячей» десятки по объемам портфеля выданных розничных автокредитов. Более высокие показатели демонстрировали только участники Группы Сбербанка (Сбербанк и монолайнер Сетелем Банк) и ВТБ. При этом по данным «Русфинанса», в 2019 году на долю топ-4 банков и банковских групп рейтинга приходилось более 50% общего объема отечественного рынка автокредитования. На четвертой позиции и по объемам выдачи, и по объемам портфеля располагался Совкомбанк.
«Если говорить о динамике первого квартала, то для нашего банка, как и для рынка в целом он был очень продуктивным, — сообщила Лиана Малюга, начальник управления автобизнеса Банка УРАЛСИБ. — Официальная статистика это подтверждает: прирост по рынку за первый квартал 2020 года к первому кварталу 2019-го составил 18%. Выдачи УРАЛСИБа выросли в 2,6 раза — за счет запуска новых предложений в части автокредитования и развития партнерских программ». При этом рост в Банке показывал преимущественно сегмент подержанных автомобилей в связи с выводом на рынок новых промопрограмм, отметила она.
Впрочем, аналогичная тенденция — рост рынка автокредитования в основном за счет автомобилей с пробегом на фоне падения продаж новых автомобилей — отмечалась в целом по 2019 году. По сравнению с 2018 годом продажи автомобилей «с конвейера» сократились на 2,3%, отметили в PWC. На текущий год эксперты предрекали дальнейшее снижение интереса к приобретению новых авто — на 3,5%, связывая специфику спроса с падением уровня доходов населения и соответственно с ростом срока эксплуатации автотранспортных средств.
По факту же, как показывает статистика профильного аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в первом квартале 2020 года увеличился на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Эксперты связывают этот непредвиденный ажиотажный спрос с началом коронакризиса.
Всего, согласно данным базы Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за период с января по март 2020 года была прокредитована покупка 218,2 тыс. автомобилей (новых и подержанных), в то время как показатель за тот же период 2019 года составлял 195,5 тыс. единиц (рост на 11,6%). По итогам исследования НБКИ и агентства «АВТОСТАТ», «количество проданных в кредит автомобилей в первом квартале 2020 года оказалось наивысшим для аналогичных периодов прошлых лет, начиная с первого квартала 2014 года» — тогда банки выдали 194,1 тыс. автокредитов. Наихудшие объемы с прошлого кризиса были зафиксированы в первом квартале 2015 года — на уровне 60,4 тыс. автокредитов.
В 2019 году было выдано 947,3 тыс. кредитов на новые и подержанные машины, из них 45% — на новые автомобили. Рост по количеству выдач составил 11,9%, а по финансовым показателям — 18,9%). И это при том, что прошлогодний рост автокредитования происходил фоне снижения продаж автомобилей в принципе: новых — на 2,5%, подержанных — на 0,4%, подсчитали в НБКИ.
Однако из-за неожиданного наступления коронакризиса общая динамика по первому полугодию в отрасли выглядит вовсе не радужно. «Радость от роста продаж была недолгой. Пандемия заставила всех перейти на “удаленку”, автосалоны не работали. В апреле было зафиксировано рекордное падение авторынка — 73%», — рассказала Виктория Антонова.
«С момента введения режима самоизоляции и закрытия дилерских центров объем продаж автомобилей существенно сократился. В целом, продажи новых автомобилей в России за первые шесть месяцев текущего года упали на 23%, — сообщила Наталья Русова. — Следует отметить, что падение продаж на рынке подержанных автомобилей оказалось не столь драматичным: снижение за первое полугодие 2020 года оценивается в 10%».
Объем рынка новых легковых автомобилей в первом квартале 2020 года увеличился на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года
Действительно, данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) показывают: за шесть месяцев 2020 года реализация легковых автомобилей и новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России снизилась на 23,3% по сравнению с первым полугодием 2019-го, составив 635,959 тыс. единиц. Если учесть, что за период с января по март показатели продаж в этом сегменте выросли на 1,8% по сравнению с первым кварталом 2019 года, то контраст со вторым кварталом станет еще более очевидным. По данным автодилера «Автомир», располагающего широкой региональной сетью, в зависимости от региона падение спроса на новые авто в период вынужденной изоляции варьировалось от 50 до 90%.
В целом, по данным НБКИ, за первое полугодие 2020 года было прокредитовано 364,0 тыс. автомобилей — новых и подержанных, снижение по сравнению аналогичным периодом 2019 года составило 17,8%, или 443 тыс. единиц. Схожие показатели за период с момента кризиса 2014 ода были зафиксированы в первом полугодии 2017-го.
«Б.О» поинтересовался у банковских экспертов: сохраняется ли в кризис спрос на дорогие модели или в основном банки кредитуют покупки бюджетных автомобилей либо авто с пробегом?
Наталья Русова пояснила: «Традиционно кризисные явления в меньшей степени отражаются на премиальном сегменте, спрос в котором относительно стабилен. Спрос в массовом сегменте более волатилен. При этом, как уже отмечалось, в период кризиса рынок подержанных автомобилей сокращается не сколь резко, как продажи новых автомобилей».
Лиана Малюга также отметила, что во втором квартале спрос сохранился в премиум-сегменте, в то время как в массовом сегменте наблюдалось его снижение. При этом в период с апреля по июнь текущего года рост продаж подержанных автомобилей в банке УРАЛСИБ продолжился, хотя общее падение рынка в связи с пандемией составило около 35%, сообщила она.
Виктория Антонова сказала, что во втором квартале 2020 года фиксировалось общее снижение спроса, но процентное отношение бюджетных автомобилей к дорогим моделям осталось без изменений. Спрос на автомобили б/у, напротив, возрос, но это связано скорее с изменением курса валют в первом квартале 2020 года, считает представитель БСПБ.
По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в первом квартале текущего года рост продаж новых автомобилей в массовом сегменте составил 1,3%, в премиальном — 9,3%. По итогам первого полугодия показатели снизились: в массовом сегменте — на 23,8%, в премиальном — на 17,9%.
Проследить в динамике, как отразился кризис на количестве выданных автокредитов, без деления на сегменты, позволяет статистика НБКИ — АВТОСТАТА с разбивкой по месяцам.
Таблица 1. Количество выданных автокредитов в первом полугодии 2020 года (помесячно) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, ед.
Период |
2019 год, ед. |
2020 год, ед. |
Динамика, % |
Январь |
52 016 |
61 827 |
18,9 |
Февраль |
58 582 |
68 217 |
16,4 |
Март |
84 918 |
91 473 |
7,7 |
Апрель |
92 771 |
19 787 |
–78,7 |
Май |
77 825 |
42 079 |
–45,9 |
Июнь |
76 868 |
80 586 |
4,8 |
Итого: |
442 980 |
363 969 |
–17,8 |
Источник: НБКИ, по информации 4 тыс. кредиторов
Статистика не только свидетельствует о серьезном падении автокредитования за полугодие (минус 17,8%) — из представленных данных можно сделать вывод как об отсутствии интереса к приобретению автомобилей за время локдауна, так и о неготовности потребителей к покупке их через дистанционные каналы.
По словам генерального директора НБКИ Александра Викулина, в период карантинных мероприятий в апреле-мае 2020 года наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов. По его мнению, за месяцы самоизоляции сформировался отложенный спрос, что привело к росту автокредитования после снятия в июне карантинных ограничений. «Однако утверждать, что именно такую картину мы будем наблюдать до конца 2020 года, было бы неверно. Скорее всего, в последующие месяцы объемы выдачи автокредитов окажутся меньше, чем с прошлом году», — считает Александр Викулин.
«В конце июня с официальным открытием шоурумов автосалонов пришел и отложенный спрос на покупку автомобилей. Количество заявок на автокредит заметно выросло. И хотя сейчас еще рано говорить о полном восстановлении, рынок автокредитов приходит в норму быстрее, чем ожидалось», — проявила оптимизм Виктория Антонова из БСПБ.
Лиана Малюга из банка УРАЛСИБ на вопрос о наиболее вероятном сценарии развития сектора автокредитования до конца 2020 года ответила осторожно: «Большая часть дилеров и агентств прогнозируют падение рынка в среднем на 30% по году».
Таков, в частности, стрессовый сценарий PWC. Пессимисты же говорят о снижении на 40% и даже более.
До кризиса уровень просрочки в сегменте автокредитования снижался два года подряд. Что изменилось в кризис? Рекордное падение доходов населения (которое Росстат оценивает в 8% в годовом выражении) пока не привело к серьезному росту просрочки, говорят представители банков. Но статданные НБКИ показывают рост показателей начиная с марта, наиболее активный в апреле и особенно в мае.
Таблица 2. Доля просроченной задолженности свыше 30 дней по автокредитам к общему объему действующих кредитов данного типа
Период |
2019 год, % |
2020 год, |
Динамика, п.п. |
Январь |
7,5 |
7,6 |
0,1 |
Февраль |
7,5 |
7,3 |
–0,2 |
Март |
7,5 |
7,9 |
0,4 |
Апрель |
7,3 |
7,9 |
0,6 |
Май |
8,4 |
9,2 |
0,8 |
Июнь |
8,3 |
8,6 |
0,3 |
Источник: НБКИ
При этом, согласно статистике Банка России, доля неоплаченных в срок автокредитов в апреле составила 9,4% (плюс 2,4 п.п.), это максимальный показатель за три года. А по данным исследований БКИ «Эквифакс» и НАПКА, объем просроченных кредитов в апреле-мае вырос на 4,2% в денежном выражении, до 51,9 млрд рублей; количество — на 3,5%, до 112 тыс. единиц. Показатель 90+ (просрочка свыше 90 дней) вырос на 0,6 п.п., до 6,5%, говорится в исследовании.
Статистика ЦБ показывает, что рост неплатежей по автокредитам в разгар кризиса демонстрировали большинство специализированных банков (включая «Сетелем» и дочки иностранных банков), а также ряд универсальных, в том числе упомянутые ВТБ и Совкомбанк (позиции 2 и 4 в прошлогоднем списке лидеров рынка). Но и тут все индивидуально: Русфинанс Банк, как и РГС-банк из группы «Открытие») показали снижение показателя.
«Основной рост просроченной задолженности был в апреле-мае, когда количество клиентов, имеющих более одного дня просрочки, увеличилось в среднем более чем на 150%, — прокомментировала Наталья Русова ситуацию в Русфинанс Банке. — На текущий момент мы видим, что ситуация стабилизируется и значения плавно возвращаются к докризисному уровню»
«Платежная дисциплина ухудшилась только в период пандемии, точнее в первые два месяца — апрель и май. К концу второго квартала наблюдается стабилизация ситуации», — вторит коллеге Лиана Малюга. «Мы не наблюдаем резких скачков количества дефолтов», — также сообщила Виктория Антонова.
По версии члена совета директоров Банка БКФ Максима Осадчего, рост просрочки в сегменте, особенно у лидеров и монолайнеров, был связан с тем, что по автокредитам кредитные каникулы были предусмотрены для тех, кто должен Банку менее 600 тыс. рублей. Но в апреле, в разгар пандемии, «Эквифакс» оценивал средний размер автокредита в 734,1 тыс. рублей. В мае правительство услышало участников рынка, позицию которых разделало руководство ЦБ РФ, и сумма по кредитным каникулам была увеличена (с учетом региональной специфики).
В зависимости от региона падение спроса на новые авто в период вынужденной изоляции варьировалось от 50 до 90%
Банкиры не приводят данные о количестве и объемах реструктурированных автокредитов. В «Русфинансе» сообщили просто, что в самые сжатые сроки разработали инструменты поддержки клиентов с учетом ситуации заемщика. В БСПБ также практикуется индивидуальный подход, в рамках которого «кому-то предоставляют каникулы, кому-то подбирают комфортный ежемесячный платеж, увеличивая срок кредитования». При этом в Банке отметили, что «большинство клиентов сохраняют финансовую стабильность, и необходимости прибегать к процедурам реструктуризации нет».
По данным ЦБ, на начало июня было реструктурировано 2,5% портфеля, уровень обращений за кредитными каникулами регулятор характеризует как «низкий» — он составил 25%.
Осмотр или изъятие залога в период локдауна стали для банков невозможными. В период ограничений осуществлялись только дистанционный контакт с клиентами и подготовка для взаимодействия в будущем, уверяет Лиана Малюга. «В период пандемии изъятия не проводились», — заявила Наталья Русова.
Это, вероятно, влияло на платежную дисциплину.
Эксперты авторынка фиксируют резкое снижение объемов портфеля автокредитов в кризис. Их выводы подтверждает статистика информационно-аналитического выпуска ЦБ РФ «О развитии банковского сектора Российской Федерации в июне 2020 года». В разделе «Автокредитование» таблицы «Сокращенный (аналитический) баланс банковского сектора» на 1 января 2020 года приведен показатель активов 955 млрд рублей, а на 1 июня — 939 млрд (снижение с 1,1 до 1%). Однако максимальный показатель приходился на апрель и составлял 981 млрд рублей.
Таблица 3. Динамика основных показателей банковского сектора, раздел «Автокредиты», период — первое полугодие 2020 года, млрд рублей
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
955 |
956 |
962 |
981 |
950 |
939 |
Источник: Банк России
В Бюллетене «О чем говорят тренды», № 4 (июль) 2020 года, опубликованном на сайте ЦБ, фиксируется ужесточение кредитной политики банков, выражающееся в сокращении доли кредитов с минимальным первоначальным взносом. Также более рациональной стала структура спроса со стороны заемщиков: граждане приобретают автомобили с меньшим объемом привлеченного кредитного финансирования.
Аналитики ЦБ пишут, что развитию автокредитования может способствовать улучшение условий госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».
Виктория Антонова также уверена, что активному оживлению рынка способствует не только возобновление офлайн-продаж, но и обновленная госпрограмма. «Стоимость автомобилей, попадающих под условия господдержки, увеличена до 1,5 млн. Теперь и семьи с одним ребенком получили возможность воспользоваться программой. Также появились совсем новые программы: со сдачей автомобиля старше шести лет в трейд-ин и автомобиль для работников государственных медучреждений», — перечислила она.
Наталья Русова согласна, что госпрограммы оказывают мощную поддержку авторынку, что очень актуально в текущих рыночных реалиях. А Лиана Малюга отметила, что доля автокредитования по госпрограммам в объеме продаж составляет около 20%, они всегда пользуются спросом у потенциальных покупателей в предлагаемом госпрограммой массовом сегменте авто.
Ольга Кириллова, директор департамента корпоративного бизнеса компании «Сбербанк Лизинг»:
Сегмент легковых машин очень сильно пострадал в первом полугодии. С конца второго квартала мы отмечаем возросший спрос, но в целом по итогам 2020 года автолизинг продемонстрирует снижение на 15–20% — это меньше, чем ожидаемое падение самого рынка легковых авто. Меры господдержки в числе прочего призваны смягчить ситуацию — сейчас программы субсидирования широко востребованы. Мы предполагаем умеренный рост (до 10%) только по итогам 2021 года.
Когда стало понятно, что карантин серьезно ударит по многим бизнесам, мы приняли решение пойти навстречу наиболее пострадавшим от кризиса клиентам и предложили им реструктуризацию задолженности в индивидуальном порядке.
Клиентам категории МСБ доступна покупка автотранспорта, спецтехники и оборудования с суммой финансирования до 50 млн рублей сроком до 60 месяцев с авансом от 10%. Запущены новые продукты с возможностью использования государственных субсидий, а также продукты с повышенными скидками на приобретаемую технику.
Мы практически полностью перешли на удаленные сделки, которые верифицируются квалифицированной цифровой подписью. Весь путь — от выбора авто до подписания документов — осуществляется дистанционно. Это быстро, удобно и безопасно. В июне объем таких сделок в общем объеме составил 80%.
Одними из наиболее важных и приятных для клиентов нововведений стали беспрецедентное снижение ставок и введение повышенной скидки при электронном подписании документов. Программа распространяется на все виды техники и действует как для новых, так и для повторных клиентов.
Вопросы поддержки стартапов обсудили генеральный директор компании Mplace Вячеслав Семенихин и исполнительный директор Центра экспертизы и коммерциализации фонда «Сколково» Павел Новиков. Этой беседой мы начинаем серию статей об инновациях в России, их роли, о мерах поддержки, о том, где и как искать деньги на развитие инновационных проектов и о том, на что смотрят институты развития и инвесторы
Онлайн-обучение в школе проходят студенты из Донецкого национального технического университета, Азовского государственного педагогического университета, Херсонского технического университета, а также колледжа при Луганском государственном аграрном университете им. Ворошилова