Банковское обозрение

Финансовая сфера


18.08.2020 Аналитика
Кредитные качели автобизнеса

Показатели рынка автокредитования в течение первого полугодия 2020 года успели продемонстрировать резкий скачок — от локальных максимумов с докризисного 2014-го до фантастического по глубине провала. Эксперты рынка надеются, что расширение программ господдержки сработает в плюс как населению, так и банкам


Опрошенные «Б.О» эксперты рынка единодушны: год начинался лучше, чем ожидали даже оптимисты. «Автокредитование в начале текущего года показало отличную динамику. По сравнению с первым кварталом 2019-го число выданных автокредитов выросло почти на 12% и побило рекорд, оказавшись наивысшим значением для аналогичных периодов прошлых лет начиная с 2014 года», — сообщила Виктория Антонова, руководитель бизнеса «Автокредитование» департамента продуктов Банка «Санкт-Петербург» (БСПБ). 

Наталья Русова, коммерческий директор Русфинанс Банка также наблюдала активную положительную динамику: «Результаты продаж Банка в первом квартале более чем на 20% превышали продажи аналогичного периода прошлого года». 

Показатели впечатляющие, если учесть, что этот банк в первом полугодии 2019 года возглавлял топ-10 российских кредитных организаций по объему выданных автокредитов. А Группа Societe Generale в России (куда входят Росбанк и Русфинанс Банк) на 1 июля 2019 года располагалась на третьей строчке «горячей» десятки по объемам портфеля выданных розничных автокредитов. Более высокие показатели демонстрировали только участники Группы Сбербанка (Сбербанк и монолайнер Сетелем Банк) и ВТБ. При этом по данным «Русфинанса», в 2019 году на долю топ-4 банков и банковских групп рейтинга приходилось более 50% общего объема отечественного рынка автокредитования. На четвертой позиции и по объемам выдачи, и по объемам портфеля располагался Совкомбанк.

Внепрогнозная динамика

«Если говорить о динамике первого квартала, то для нашего банка, как и для рынка в целом он был очень продуктивным, — сообщила Лиана Малюга, начальник управления автобизнеса Банка УРАЛСИБ. — Официальная статистика это подтверждает: прирост по рынку за первый квартал 2020 года к первому кварталу 2019-го составил 18%. Выдачи УРАЛСИБа выросли в 2,6 раза — за счет запуска новых предложений в части автокредитования и развития партнерских программ». При этом рост в Банке показывал преимущественно сегмент подержанных автомобилей в связи с выводом на рынок новых промопрограмм, отметила она. 

Впрочем, аналогичная тенденция — рост рынка автокредитования в основном за счет автомобилей с пробегом на фоне падения продаж новых автомобилей — отмечалась в целом по 2019 году. По сравнению с 2018 годом продажи автомобилей «с конвейера» сократились на 2,3%, отметили в PWC. На текущий год эксперты предрекали дальнейшее снижение интереса к приобретению новых авто — на 3,5%, связывая специфику спроса с падением уровня доходов населения и соответственно с ростом срока эксплуатации автотранспортных средств. 

По факту же, как показывает статистика профильного аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в первом квартале 2020 года увеличился на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Эксперты связывают этот непредвиденный ажиотажный спрос с началом коронакризиса.

Всего, согласно данным базы Национального бюро кредитных историй (НБКИ), за период с января по март 2020 года была прокредитована покупка 218,2 тыс. автомобилей (новых и подержанных), в то время как показатель за тот же период 2019 года составлял 195,5 тыс. единиц (рост на 11,6%). По итогам исследования НБКИ и агентства «АВТОСТАТ», «количество проданных в кредит автомобилей в первом квартале 2020 года оказалось наивысшим для аналогичных периодов прошлых лет, начиная с первого квартала 2014 года»  — тогда банки выдали 194,1 тыс. автокредитов. Наихудшие объемы с прошлого кризиса были зафиксированы в первом квартале 2015 года — на уровне 60,4 тыс. автокредитов. 

В 2019 году было выдано 947,3 тыс. кредитов на новые и подержанные машины, из них 45% — на новые автомобили. Рост по количеству выдач составил 11,9%, а по финансовым показателям — 18,9%). И это при том, что прошлогодний рост автокредитования происходил фоне снижения продаж автомобилей в принципе: новых — на 2,5%, подержанных — на 0,4%, подсчитали в НБКИ. 

Драматично в разной степени

Однако из-за неожиданного наступления коронакризиса общая динамика по первому полугодию в отрасли выглядит вовсе не радужно. «Радость от роста продаж была недолгой. Пандемия заставила всех перейти на “удаленку”, автосалоны не работали. В апреле было зафиксировано рекордное падение авторынка — 73%», — рассказала Виктория Антонова. 

«С момента введения режима самоизоляции и закрытия дилерских центров объем продаж автомобилей существенно сократился. В целом, продажи новых автомобилей в России за первые шесть месяцев текущего года упали на 23%, — сообщила Наталья Русова. — Следует отметить, что падение продаж на рынке подержанных автомобилей оказалось не столь драматичным: снижение за первое полугодие 2020 года оценивается в 10%».

Объем рынка новых легковых автомобилей в первом квартале 2020 года увеличился на 16,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года

Действительно, данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) показывают: за шесть месяцев 2020 года реализация легковых автомобилей и новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России снизилась на 23,3% по сравнению с первым полугодием 2019-го, составив 635,959 тыс. единиц. Если учесть, что за период с января по март показатели продаж в этом сегменте выросли на 1,8% по сравнению с первым кварталом 2019 года, то контраст со вторым кварталом станет еще более очевидным. По данным автодилера «Автомир», располагающего широкой региональной сетью, в зависимости от региона падение спроса на новые авто в период вынужденной изоляции варьировалось от 50 до 90%.

В целом, по данным НБКИ, за первое полугодие 2020 года было прокредитовано 364,0 тыс. автомобилей — новых и подержанных, снижение по сравнению аналогичным периодом 2019 года составило 17,8%, или 443 тыс. единиц. Схожие показатели за период с момента кризиса 2014  ода были зафиксированы в первом полугодии 2017-го.

Такие разные кварталы 

«Б.О» поинтересовался у банковских экспертов: сохраняется ли в кризис спрос на дорогие модели или в основном банки кредитуют покупки бюджетных автомобилей либо авто с пробегом? 

Наталья Русова пояснила: «Традиционно кризисные явления в меньшей степени отражаются на премиальном сегменте, спрос в котором относительно стабилен. Спрос в массовом сегменте более волатилен. При этом, как уже отмечалось, в период кризиса рынок подержанных автомобилей сокращается не сколь резко, как продажи новых автомобилей». 

Лиана Малюга также отметила, что во втором квартале спрос сохранился в премиум-сегменте, в то время как в массовом сегменте наблюдалось его снижение. При этом в период с апреля по июнь текущего года рост продаж подержанных автомобилей в банке УРАЛСИБ продолжился, хотя общее падение рынка в связи с пандемией составило около 35%, сообщила она.

Виктория Антонова сказала, что во втором квартале 2020 года фиксировалось общее снижение спроса, но процентное отношение бюджетных автомобилей к дорогим моделям осталось без изменений. Спрос на автомобили б/у, напротив, возрос, но это связано скорее с изменением курса валют в первом квартале 2020 года, считает представитель БСПБ.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в первом квартале текущего года рост продаж новых автомобилей в массовом сегменте составил 1,3%, в премиальном — 9,3%. По итогам первого полугодия показатели снизились: в массовом сегменте — на 23,8%, в премиальном — на 17,9%. 

Антирекорды на онлайн-продажах

Проследить в динамике, как отразился кризис на количестве выданных автокредитов, без деления на сегменты, позволяет статистика НБКИ — АВТОСТАТА с разбивкой по месяцам. 

Таблица 1. Количество выданных автокредитов в первом полугодии 2020 года (помесячно) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, ед. 

Период

2019 год, ед.

2020 год, ед.

Динамика, %

Январь

52 016

61 827

18,9

Февраль

58 582

68 217

16,4

Март

84 918

91 473

7,7

Апрель

92 771

19 787

–78,7

Май

77 825

42 079

–45,9

Июнь

76 868

80 586

4,8

Итого:

442 980

363 969

–17,8

Источник: НБКИ, по информации 4 тыс. кредиторов

Статистика не только свидетельствует о серьезном падении автокредитования за полугодие (минус 17,8%) — из представленных данных можно сделать вывод как об отсутствии интереса к приобретению автомобилей за время локдауна, так и о неготовности потребителей к покупке их через дистанционные каналы. 

Возвращение в салоны

По словам генерального директора НБКИ Александра Викулина, в период карантинных мероприятий в апреле-мае 2020 года наиболее серьезно в розничном кредитовании пострадала именно выдача автокредитов. По его мнению, за месяцы самоизоляции сформировался отложенный спрос, что привело к росту автокредитования после снятия в июне карантинных ограничений. «Однако утверждать, что именно такую картину мы будем наблюдать до конца 2020 года, было бы неверно. Скорее всего, в последующие месяцы объемы выдачи автокредитов окажутся меньше, чем с прошлом году», — считает Александр Викулин.

«В конце июня с официальным открытием шоурумов автосалонов пришел и отложенный спрос на покупку автомобилей. Количество заявок на автокредит заметно выросло. И хотя сейчас еще рано говорить о полном восстановлении, рынок автокредитов приходит в норму быстрее, чем ожидалось», — проявила оптимизм Виктория Антонова из БСПБ.

Лиана Малюга из банка УРАЛСИБ на вопрос о наиболее вероятном сценарии развития сектора автокредитования до конца 2020 года ответила осторожно: «Большая часть дилеров и агентств прогнозируют падение рынка в среднем на 30% по году». 

Таков, в частности, стрессовый сценарий PWC. Пессимисты же говорят о снижении на 40% и даже более.

Отсрочки по просрочке?

До кризиса уровень просрочки в сегменте автокредитования снижался два года подряд. Что изменилось в кризис? Рекордное падение доходов населения (которое Росстат оценивает в 8% в годовом выражении) пока не привело к серьезному росту просрочки, говорят представители банков. Но статданные НБКИ показывают рост показателей начиная с марта, наиболее активный в апреле и особенно в мае. 

Таблица 2. Доля просроченной задолженности свыше 30 дней по автокредитам к общему объему действующих кредитов данного типа 

Период

2019 год, %

2020 год, 

Динамика, п.п.

Январь

7,5

7,6

0,1

Февраль

7,5

7,3

–0,2

Март

7,5

7,9

0,4

Апрель

7,3

7,9

0,6

Май

8,4

9,2

0,8

Июнь

8,3

8,6

0,3

Источник: НБКИ

При этом, согласно статистике Банка России, доля неоплаченных в срок автокредитов в апреле составила 9,4% (плюс 2,4 п.п.), это максимальный показатель за три года. А по данным исследований БКИ «Эквифакс» и НАПКА, объем просроченных кредитов в апреле-мае вырос на 4,2% в денежном выражении, до 51,9 млрд рублей; количество — на 3,5%, до 112 тыс. единиц. Показатель 90+ (просрочка свыше 90 дней) вырос на 0,6 п.п., до 6,5%, говорится в исследовании.

Статистика ЦБ показывает, что рост неплатежей по автокредитам в разгар кризиса демонстрировали большинство специализированных банков (включая «Сетелем» и дочки иностранных банков), а также ряд универсальных, в том числе упомянутые ВТБ и Совкомбанк (позиции 2 и 4 в прошлогоднем списке лидеров рынка). Но и тут все индивидуально: Русфинанс Банк, как и РГС-банк из группы «Открытие») показали снижение показателя. 

«Основной рост просроченной задолженности был в апреле-мае, когда количество клиентов, имеющих более одного дня просрочки, увеличилось в среднем более чем на 150%, — прокомментировала Наталья Русова ситуацию в Русфинанс Банке. — На текущий момент мы видим, что ситуация стабилизируется и значения плавно возвращаются к докризисному уровню»

«Платежная дисциплина ухудшилась только в период пандемии, точнее в первые два месяца — апрель и май. К концу второго квартала наблюдается стабилизация ситуации», — вторит коллеге Лиана Малюга. «Мы не наблюдаем резких скачков количества дефолтов», — также сообщила Виктория Антонова. 

Неуплата без риска изъятия

По версии члена совета директоров Банка БКФ Максима Осадчего, рост просрочки в сегменте, особенно у лидеров и монолайнеров, был связан с тем, что по автокредитам кредитные каникулы были предусмотрены для тех, кто должен Банку менее 600 тыс. рублей. Но в апреле, в разгар пандемии, «Эквифакс» оценивал средний размер автокредита в 734,1 тыс. рублей. В мае правительство услышало участников рынка, позицию которых разделало руководство ЦБ РФ, и сумма по кредитным каникулам была увеличена (с учетом региональной специфики). 

В зависимости от региона падение спроса на новые авто в период вынужденной изоляции варьировалось от 50 до 90%

Банкиры не приводят данные о количестве и объемах реструктурированных автокредитов. В «Русфинансе» сообщили просто, что в самые сжатые сроки разработали инструменты поддержки клиентов с учетом ситуации заемщика. В БСПБ также практикуется индивидуальный подход, в рамках которого «кому-то предоставляют каникулы, кому-то подбирают комфортный ежемесячный платеж, увеличивая срок кредитования». При этом в Банке отметили, что «большинство клиентов сохраняют финансовую стабильность, и необходимости прибегать к процедурам реструктуризации нет».

По данным ЦБ, на начало июня было реструктурировано 2,5% портфеля, уровень обращений за кредитными каникулами регулятор характеризует как «низкий» — он составил 25%. 

Осмотр или изъятие залога в период локдауна стали для банков невозможными. В период ограничений осуществлялись только дистанционный контакт с клиентами и подготовка для взаимодействия в будущем, уверяет Лиана Малюга. «В период пандемии изъятия не проводились», — заявила Наталья Русова. 

Это, вероятно, влияло на платежную дисциплину. 

Опустевшие портфели 

Эксперты авторынка фиксируют резкое снижение объемов портфеля автокредитов в кризис. Их выводы подтверждает статистика информационно-аналитического выпуска ЦБ РФ «О развитии банковского сектора Российской Федерации в июне 2020 года». В разделе «Автокредитование» таблицы «Сокращенный (аналитический) баланс банковского сектора» на 1 января 2020 года приведен показатель активов 955 млрд рублей, а на 1 июня — 939 млрд (снижение с 1,1 до 1%). Однако максимальный показатель приходился на апрель и составлял 981 млрд рублей. 

Таблица 3. Динамика основных показателей банковского сектора, раздел «Автокредиты», период — первое полугодие 2020 года, млрд рублей

Январь

Февраль

Март 

Апрель 

Май 

Июнь 

955

956

962

981

950

939

Источник: Банк России 

В Бюллетене «О чем говорят тренды», № 4 (июль) 2020 года, опубликованном на сайте ЦБ, фиксируется ужесточение кредитной политики банков, выражающееся в сокращении доли кредитов с минимальным первоначальным взносом. Также более рациональной стала структура спроса со стороны заемщиков: граждане приобретают автомобили с меньшим объемом привлеченного кредитного финансирования. 

Расчет на госпрограммы 

Аналитики ЦБ пишут, что развитию автокредитования может способствовать улучшение условий госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

Виктория Антонова также уверена, что активному оживлению рынка способствует не только возобновление офлайн-продаж, но и обновленная госпрограмма. «Стоимость автомобилей, попадающих под условия господдержки, увеличена до 1,5 млн. Теперь и семьи с одним ребенком получили возможность воспользоваться программой. Также появились совсем новые программы: со сдачей автомобиля старше шести лет в трейд-ин и автомобиль для работников государственных медучреждений», — перечислила она.

Наталья Русова согласна, что госпрограммы оказывают мощную поддержку авторынку, что очень актуально в текущих рыночных реалиях. А Лиана Малюга отметила, что доля автокредитования по госпрограммам в объеме продаж составляет около 20%, они всегда пользуются спросом у потенциальных покупателей в предлагаемом госпрограммой массовом сегменте авто.

 

Ольга Кириллова, директор департамента корпоративного бизнеса компании «Сбербанк Лизинг»Ольга Кириллова, директор департамента корпоративного бизнеса компании «Сбербанк Лизинг»:

Сегмент легковых машин очень сильно пострадал в первом полугодии. С конца второго квартала мы отмечаем возросший спрос, но в целом по итогам 2020 года автолизинг продемонстрирует снижение на 15–20% — это меньше, чем ожидаемое падение самого рынка легковых авто. Меры господдержки в числе прочего призваны смягчить ситуацию — сейчас программы субсидирования широко востребованы. Мы предполагаем умеренный рост (до 10%) только по итогам 2021 года. 

Когда стало понятно, что карантин серьезно ударит по многим бизнесам, мы приняли решение пойти навстречу наиболее пострадавшим от кризиса клиентам и предложили им реструктуризацию задолженности в индивидуальном порядке.  

Клиентам категории МСБ доступна покупка автотранспорта, спецтехники и оборудования с суммой финансирования до 50 млн рублей сроком до 60 месяцев с авансом от 10%. Запущены новые продукты с возможностью использования государственных субсидий, а также продукты с повышенными скидками на приобретаемую технику.  

Мы практически полностью перешли на удаленные сделки, которые верифицируются квалифицированной цифровой подписью. Весь путь — от выбора авто до подписания документов — осуществляется дистанционно. Это быстро, удобно и безопасно. В июне объем таких сделок в общем объеме составил 80%. 

Одними из наиболее важных и приятных для клиентов нововведений стали беспрецедентное снижение ставок и введение повышенной скидки при электронном подписании документов. Программа распространяется на все виды техники и действует как для новых, так и для повторных клиентов. 







Сейчас на главной