Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
На вопросы «Б.О» о концепции открытого пространства нового офиса Банка и о том, какой была первая реакция сотрудников в день новоселья, рассказала Наталья Рощина, директор по персоналу и операционному развитию ОТП Банка
— Наталья, почему вы решили отказаться от привычной концепции офисных помещений в пользу концепции Open Space?
— Замечу для начала, что ничего плохого в классических офисных помещениях нет — в зависимости от целей компании выбирают разные варианты организации пространства. Есть те, кто предпочитает только закрытые офисы, потому что у них свои, вполне определенные требования, ожидания от сотрудников и от их работы. Так что открытый офис — не всегда идеальная и универсальная форма. У каждой компании свой путь.
Мы отказались от привычного офиса, потому что считаем, что рабочее помещение — важный элемент культурологического пространства банка в целом, в котором у нас произошли серьезные изменения. Мы настроились на прямой формат взаимодействия между подразделениями. Новый офис позволил нам существенно улучшить условия работы, повысить комфорт на рабочем месте — это и было одним из ключевых факторов при выборе типа пространства. Нам важно было сблизить наших сотрудников и увеличить пространство для взаимодействия, которого в старом офисе не хватало.
— Таким образом, новое офисное пространство — это вопрос изменений в корпоративной культуре, которые позитивно скажутся на бизнесе?
— Совершенно верно.
— Рассматривались ли другие варианты обустройства офиса?
— Сразу было определено, что мы переедем в формат Open Space, и других опций мы не рассматривали. Много времени мы посвятили тому, как правильно расположить в открытом пространстве подразделения с точки зрения локаций между этажами, какие подразделения разместить по соседству. Мы понимали, что необходимы в том числе и элементы зонирования, отделения одной функции от другой. Именно эти вопросы мы обсуждали в первую очередь.
— Не мешает ли работе в открытом пространстве шум?
— По сути, у нас и в прежнем офисе не было закрытых конфигураций, когда каждый сотрудник работал бы в отдельном кабинете. Сотрудники располагались по зонам в рамках своих подразделений. Поэтому нельзя сказать, что после переезда в новый офис ситуация с шумом ухудшилась. Мне кажется, сотрудники, понимая особенности открытого пространства, начинают аккуратнее относиться друг к другу и стараются не создавать лишнего беспокойства коллегам. И потом, это все-таки не колл-центр, особого шума в нашем офисе нет.
— Проводились какие-либо специальные мероприятия по «акклиматизации» сотрудников в новом пространстве?
— Да, мы провели несколько разных коммуникационных компаний, чтобы понять, как жить в новом офисе, каким правилам и нормам поведения следовать, чтобы всем было комфортно. Привычка формируется, как известно, за 21 день, мы этот период уже прошли — в офис мы переехали 15 апреля.
— Каковы характерные особенности нового пространства?
— Столы сотрудников размещены более просторно, в дизайне учтены элементы шумоизоляции. Есть маленькие кабинки с полным звукопоглощением — для звонков по телефону. Соответственно у сотрудников уже формируется другая культура — когда нужно сделать звонок, можно там уединиться и поговорить. Достаточно много разнообразных переговорных, причем не бывает такого, чтобы все они были заняты. В старом офисе много встреч проходило непосредственно на рабочих местах . Причем не факт, что все в них участвовали, но всем приходилось слушать.
— Придерживались ли вы общепринятых трендов в плане дизайна или старались сделать помещение нестандартным?
— Нам хотелось сделать офис местом притяжения сотрудников и кандидатов, чтобы его пространство выгодно выделялось из числа других банковских офисов. Например, те же упомянутые выше телефонные кабинки, разнообразные дополнительные очень удобные места отдыха. Это все нестандартные решения, и этого можно было не делать, но нам хотелось внести в пространство оригинальные элементы. В целом, реализована концепция экоофиса — много естественной зелени, полы, имитирующие каменное покрытие, а в названиях переговорных учтена география — Байкал, Ладога, Енисей и другие. Для оформления пространства взяты за основу признаки четырех природных зон — степь, тайга, тундра и горы, они используются в разных элементах дизайна помещений.
— Почему именно природа?
— Природа расслабляет, притягивает к себе. Нам хотелось создать место, где приятно, комфортно работать. Однажды я ынужденно задержалась на встречу с кандидатом, который ожидал меня в зоне ресепшн. Когда я пришла, извинившись за опоздание, он ответил, что мне можно было не спешить — он наслаждается отдыхом на нашей дизайнерской эргономичной скамейке. Услышать такое было приятно.
— Сколько человек работает в новом офисе и какова общая площадь?
— Около 380 человек, площадь примерно 3,5 тыс. кв. метров.
— Сколько теперь в банке переговорных комнат? Какова их загрузка? Формат?
— У нас 20 переговорных. Мы знаем, что если кому-то внепланово нужно провести встречу, у нас всегда есть свободная переговорная. Сами комнаты разного формата: есть на три-четыре человека, есть на двадцать — мы специально ставили такую задачу перед дизайнерами.
— Переговорные комнаты объединены в единую систему бронирования или можно бронировать только непосредственно с консоли самой комнаты?
— Все централизовано, сотрудники бронируют переговорные через свой компьютер, но можно произвести бронирование и непосредственно с консоли. Есть и экран, на котором визуализированы все переговорные комнаты и соответствующе подсвечены: зеленый — свободно, красный — занято.
— Проект для сотрудников до поры до времени был засекречен…
— Мы старались сохранить интригу. Все знали, что у нас запланирован переезд, но не знали, куда. Потом мы раскрыли место, но о новом дизайне большинство сотрудников не знали до момента переезда, это правда.
— А сам переезд был связан именно с необходимостью изменения офисного пространства?
— Сработал набор разных факторов, в том числе нехватка офисного пространства, окончание контракта аренды старого офиса. Вместе с тем изменение офисного пространства для продолжения развития Банка было также существенным фактором. Людям важно работать в красивом удобном офисе, и многие кандидаты при прочих равных условиях выбирают наш банк.
— Какой была первая реакция сотрудников на новый офис?
— Удивление, восторг! Мы хотели именно такого эффекта, поэтому и скрывали идею нового офиса.
— Удалось ли, на ваш взгляд, сделать офис мечты?
— Более чем. Если посмотреть на огромное количество фотографий, которые наши сотрудники выложили в социальных сетях после переезда, то это говорит само за себя. Количество репостов публикаций об офисе и бесчисленное число восторженных комментариев — все это говорит о том, что наши сотрудники гордятся новым офисом.
Пока в России полноценно не заработала Национальная система квалификаций, работодатели находят собственные способы «воспитания» необходимых специалистов. Наиболее активно в этом плане действуют банки, страховые и инвестиционные компании, ретейл, телекоммуникационный бизнес и IT-сектор
О важности благополучия сотрудников, программах в этой области и их применении в России рассказала Татьяна Бурцева, директор по развитию и член совета директоров Европейской Юридической Службы
Столь привлекательная работа «банкиром» имеет немало сложностей, с которыми сталкиваются как уже занимающие должности представители банковского менеджмента, так и те, кто только собирается занять одну из «топовых» позиций в банке
Информационное пространство заполонил контент о колоссальных перспективах и пользе искусственного интеллекта, в том числе в финансовой сфере. Впечатляющие прогнозы, необходимость изменения стратегий и бизнес-моделей, перспективные области использования и прочие общие слова, зачастую этим же искусственным интеллектом и сгенерированные