Финансовая сфера

Банковское обозрение


  • Внедрение программ поддержки — это осознанные инвестиции в человеческий капитал
05.07.2019 Аналитика

Внедрение программ поддержки — это осознанные инвестиции в человеческий капитал

О важности благополучия сотрудников, программах в этой области и их применении в России рассказала Татьяна Бурцева, директор по развитию и член совета директоров Европейской Юридической Службы


Татьяна Бурцева, ЕЮС. Фото: ЕЮС — Татьяна, новое (по крайней мере, в России) направление в HR — wellbeing — можно определить как концепцию благополучия сотрудников. Что она собой представляет, какие механизмы включает?

— Чтобы удерживать и растить кадры, компании, наряду со своими основными обязательствами перед работниками (выплатой зарплаты, организацией рабочего места) внедряют инструменты социальной поддержки. Обычно это связано с базовыми потребностями человека: укреплением здоровья, приобретением жилья, медицинскими услугами либо с решением профессиональных вопросов, например повышением квалификации, обучением.

Как правило, личные и наиболее актуальные жизненные проблемы сотрудника не являются предметом его взаимодействия с работодателем. Концепция wellbeing меняет это отношение. Следуя ей, работодатель должен понимать, что различные неудобства в жизни его сотрудников, личные неурядицы и проблемы отражаются на состоянии здоровья и снижают вовлеченность и продуктивность. Сотрудник должен хорошо себя чувствовать физически, находиться в состоянии психологического и эмоционального комфорта, чтобы эффективно решать свои профессиональные задачи, быть активным.

Количество получаемой информации, профессиональной и социальной нагрузки на человека сегодня в несколько раз больше, чем 10–15 лет назад. Мы живем в стремительно меняющемся мире информации и новых технологий. Собственники компаний, HR-директора и эксперты осознают эти факты и стараются помочь сотрудникам справиться с постоянным стрессом, который приводит к снижению продуктивности, отсутствию мотивации, физическим и психологическим недугам.

— Понятно, что благополучие — для всех свое, но есть какие-то общие критерии, на которые важно обращать внимание?

— Есть ключевые элементы благополучия: здоровье (физическое и ментальное), финансовая стабильность и предсказуемость, социальная жизнь и окружение, профессиональное и личное развитие, среда, безопасная для проживания. По исследованию Тома Рата (американского философа и идеолога этой темы), всего 5% людей на Земле благополучны во всех пяти сферах.

По статистике, каждый второй сотрудник ожидает от работодателя решения задач комплексного благополучия. Как никогда остро стоит вопрос решения личных и профессиональных проблем на рабочем месте. Это означает не только хорошие отношения с работодателем, выгодные финансовые условия и предсказуемый карьерный рост, но и внимание руководства к вопросам за пределами профессиональных компетенций. Проще говоря, счастлив ли работник? Ведь успех компании предопределяют люди, личная удовлетворенность каждого человека. Благополучные люди охотнее берутся за новые рабочие задачи, более качественно их выполняют, уровень их отдачи гораздо выше.

— Тогда чем wellbeing-программы отличаются от существовавших ранее программ по повышению благополучия? Что конкретно они собой представляют, какие меры предусматривают?

— Wellbeing-программы имеют широчайший набор инструментов и масштабные задачи: обеспечить благополучие во всех жизненно важных сферах. Это консультации экспертов в различных отраслях знаний, тренинги личностно-профессионального роста, программы здорового образа жизни и правильного питания, свободный график посещения офиса и многое другое.

Некоторые компании отталкиваются от своих особенностей. Есть примеры, когда открываются детские сады прямо в офисе, если среди работников много молодых родителей. Таким образом, выбирается большая целевая группа в коллективе и удовлетворяется одна из наиболее актуальных ее потребностей.

В мировой практике считается хорошим результатом, когда 7–9% общего числа персонала компании обращаются к специалистам программ поддержки

Многие зарубежные компании, например Volkswagen, формируют wellbeing-программы только на основе пожеланий сотрудников.

Есть инструменты, позволяющие всегда решать проблемы сотрудников индивидуально. Так, очень распространен формат программ поддержки сотрудников (ППС). В основном они представлены в виде дистанционных консультаций специалистов по вопросам права, финансов, психологии. Решение одно, но вопросы, с которыми обращаются люди, разные. Поэтому данный инструмент достаточно эффективен. Каждый человек, обращаясь к специалисту по своей проблеме, решает именно ее в удобное время.

— Как давно за рубежом используются эти программы поддержки сотрудников?

— Они известны в мире с 50-х годов прошлого века. Впервые возникли в Америке как ответ работодателей на проблему зависимостей у людей. Изначально они были внедрены в производственной сфере, где высок риск ошибки, травматизма.

— Но решая, даже онлайн, свои житейские проблемы, сотрудники тратят на это рабочее время...

— Как правило, да, они тратят время, но минимальное, измеряемое в минутах, а не часах и днях. Сотрудник, пользуясь сервисом социальной поддержки, знает, как и к кому обратиться в сложной ситуации. Он связывается со специалистом, который дает ему верное решение, алгоритм в сложившейся ситуации, либо берет решение вопроса полностью на себя, например общение с чиновниками от имени клиента.

Представим обратную ситуацию. Человек не имеет возможности для поддержки профессиональными юристами, финансовыми консультантами и т.д. Он тратит очень много времени на самостоятельный поиск решения, зачастую находит ответ, невыгодный для себя, получает негативный эффект в виде финансовых потерь, стресса, депрессии. Так сотрудник «выключается» из рабочих процессов на дни, недели, а может, и месяцы. Получается, что личное неблагополучие сотрудника приносит вред не только ему, но и компании. Работодатель не получает желаемой отдачи, производительности, мотивации.

 

 

В 2018 году мы провели обширное исследование российских компаний и выявили, что с подобными проблемами сталкиваются практически все. Оказалось, что 92% сотрудников регулярно сталкиваются с вопросами, требующими профессиональной помощи. Самостоятельные попытки справиться с возникающими задачами занимают не менее пяти часов рабочего времени в неделю. Работодатель теряет больше 80 тыс. рублей в год на одном сотруднике из-за нерационального использования рабочего времени. Программа поддержки значительно ускоряет решение проблемы: на один вопрос уходит не 100 (как при самостоятельном решении), а всего 10 минут или его обсуждение переносится на нерабочее время, на вечер, выходной день.

— Получается, компании, которые заботятся о благополучии своих сотрудников, в более выигрышном положении в решении кадровых вопросов?

— Да, конечно. Внедрение программ wellbeing становится для компании ощутимым конкурентным преимуществом, помогает привлекать новых ценных сотрудников и сохранять собственных талантливых работников. Люди не стремятся покидать компанию, которая заботится не только о профессиональном росте, но и о личном благополучии, ценит их время, создает максимально комфортные условия для работы. Атмосфера заботы и внимания способствует проявлению инициативы, желанию браться за новые задачи, осваивать новые знания и умения, которые будут повышать ценность сотрудника в глазах работодателя. Как правило, компании, которые заботятся о благополучии сотрудников, создают новое пространство для диалога, чтобы максимально использовать все имеющиеся ресурсы.

— Внедряются ли подобные программы в России?

— Да, в течение последних трех — пяти лет программы поддержки сотрудников стали заметнее на российском рынке. К сожалению, их использование пока не носит массовый характер. В основном их внедряют представители глобальных зарубежных компаний, работающих на территории РФ. Российские HR-директора и специалисты присматриваются к этой, можно сказать, HR-инновации.

Я считаю, что потенциал использования программ поддержки сотрудников в России очень велик в перспективе ближайших нескольких лет. За рубежом, в США и Европе, это стало обычной практикой. У 93% компаний с численностью персонала свыше 1 тыс. сотрудников есть подобные программы.

— Вы упомянули, что появились похожие программы в США на производственных предприятиях. А сейчас в каких сферах они получили наибольшее распространение?

— Абсолютное большинство крупных и средних компаний, желающих идти «в ногу со временем», используют программы поддержки сотрудников. Конечно, это Google, Apple, Microsoft и многие другие IT-гиганты, крупные промышленные и транспортные компании, банки. Это компании, которые являются драйверами развития экономики за рубежом. Они имеют огромные возможности, мыслят стратегически на десятилетия вперед и, как мы видим, осознанно инвестируют в жизненное благополучие своих сотрудников.

— ЕЮС запустила «Добросервис» — программу, рассчитанную как раз на предоставление онлайн-поддержки сотрудников. Как именно она реализована?

— Сотрудник, которому его компания предоставила программу поддержки, может в любое время обратиться за помощью юриста, финансового консультанта, психолога, медицинского специалиста в дистанционном формате. Поддержка работает в режиме 24/7. Мы реализовали систему «одного окна», при которой после первичного сбора и анализа информации от клиента вопрос передается для решения наиболее компетентным специалистам в тех или иных областях. Возможно, вопрос будут решать два-три консультанта вместе. В «Поддержку» можно отправить поручение решить вопрос, проработать варианты, дать алгоритмы. Есть опция, при которой сервисом пользуется не только сам сотрудник, но и члены его семьи.

Мы заметили, что часто наши пользователи неправильно идентифицируют источник своей проблемы. Бывает, что проблемную юридическую ситуацию, которая уже причинила стресс, сам человек определяет как свою психологическую проблему. Наши специалисты умело разбираются в этих нюансах и находят верное решение.

Программа поддержки значительно ускоряет решение проблемы: на один вопрос уходит не 100 (как при самостоятельном решении), а всего 10 минут

В мировой практике считается хорошим результатом, когда 7–9% общего числа персонала компании обращаются к специалистам программ поддержки. Уже сейчас «Добросервис» обеспечивает в среднем 45–50% обращений по этому показателю. Мы работаем над методическими и технологическими новшествами, которые позволят нам охватить профилактикой более 90% сотрудников в компаниях.

— Похоже на телефон доверия.

— Мы реализуем доверие через удобства пользования и конфиденциальность обращений. Бесплатный звонок, мессенджеры, личный кабинет — максимальное количество каналов коммуникации.

Сотрудник обращается в удобное для него время и оперативно получает профессиональную помощь. Его вопрос успешно решается, он не тратит лишнего времени, не испытывает стресс от неудачи.

Плюсов для компании от внедрения программ поддержки сотрудников тоже немало.

Во-первых, сокращение финансовых издержек от нерационального использования сотрудниками рабочего времени, снижения производительности из-за переживаемых личных проблем.

Во-вторых, совершенствование системы мотивации в компании, использование индивидуализированного, технологического подхода.

В-третьих, возможность формирования на основе обезличенных отчетов об использовании сервиса собственной HR-аналитики в компании: понимание социального портрета сотрудников, их проблем, возможностей личностного роста, сопоставление стратегических целей компании с имеющимся кадровым потенциалом.






Читайте также

Новости Новости Релизы
Сейчас на главной
Риски на высоких оборотах FINLEGAL Риски на высоких оборотах

«Б.О» провел конференцию FinLEGAL 2024: Залоги. В ходе мероприятия разгорелись дискуссии по процедурам и методам, которые, казалось бы, отработаны и уже не вызывают сомнений на рынке


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ