Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
О том, как развивается экспортно-импортный бизнес в России, а также о том, как малый и средний бизнес стал активно пользоваться «Таможенной картой», «Б.О» рассказал директор дирекции продаж «Таможенной карты» Владимир Малеев
— Владимир, расскажите, пожалуйста, о ключевых тенденциях на рынке ВЭД и о том, какие изменения произошли в последние год-два?
— Благодаря Федеральной таможенной службе (ФТС) произошли серьезные изменения, направленные на улучшение качества взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Например, введение электронного документооборота между ФТС и участником ВЭД — теперь компании не требуется подавать декларацию на бумажном носителе, все заполняется в электронном виде. Также стоит упомянуть изменения в части лицевых счетов. ФТС перевела всех участников ВЭД на единый лицевой счет, что позволяет им переводить денежные средства не на разные таможенные счета, а на один виртуальный счет, с которого впоследствии происходит списание денежных средств — уплата таможенных платежей. Это повысило удобство работы участников ВЭД. ФТС демонстрирует вектор на цифровизацию во многих направлениях. Также одно из последних цифровых новшеств — возможность электронной подачи таможенной декларации и ее автоматического выпуска. Таким образом, ФТС решает для себя задачу возможной коррупционной составляющей. Теперь нет ситуаций, когда участник ВЭД напрямую общается с таможенным инспектором. Все происходит в автоматическом режиме.
— Как устроен процесс взаимодействия «Таможенной карты! с банками, которые являются поставщиком продукта?
— Для нас как для платежной системы клиентом является банк. Мы оказываем информационную поддержку банкам, проводим обучение сотрудников кредитных организаций, которые занимаются непосредственно взаимодействием с клиентами в части привлечения на услугу «Таможенная карта». Нам важно, чтобы банку было с нами комфортно работать. Когда банк понимает, что получает всестороннюю поддержку, он правильно выстраивает свои взаимоотношения с клиентами — участниками ВЭД.
— Если клиент пришел к банку с каким-то вопросом в части работы с «Таможенной картой», но банк не может его сам решить, вы можете помочь банку и клиенту с решением?
— Сотрудник банка может позвонить в нашу круглосуточную службу поддержки, где помогут решить вопрос. Если вопрос специальный, можно связаться со службой по работе с клиентами, и специалисты «Таможенной карты» напрямую расскажут клиенту банка о продукте и о том, какие плюсы он дает участникам ВЭД.
— Банки уплачивают вам комиссию?
Клиентами «Таможенной карты» исторически являлись транснациональные компании, импортеры
— У нас есть исходящие тарифы для банков. После того, как клиент проводит платежи, банк с него взимает транзакционную комиссию, которой впоследствии делится с нами.
— Это фиксированный платеж или гибкая сумма?
— Комиссия рассчитывается от объема таможенных платежей. При этом у нас много тарифных планов. Клиент банка может не думать об объемах предстоящих платежей, ему просто надо выбрать: либо он платит некую абонентскую плату раз в месяц, если он понимает свой «лимит», либо берет «безлимит» — тариф «Профессиональный». В этом случае комиссию рассчитают исходя из объема платежей.
— Какие компании наиболее активно пользуются «Таможенной картой» и для каких задач?
— Клиентами «Таможенной карты» исторически являлись транснациональные компании, импортеры. Тренд этот остается, но начал прослеживаться и другой тренд — экспортный. Сейчас правительство РФ поддерживает экспортеров, и для некоторых компаний убрали даже сборы за таможенное оформление. Но те, кто продолжает уплачивать сборы, стали обращаться к услугам «Таможенной карты». Это экспортеры недр — леса, газа.
— До «Таможенной карты» были платежные поручения. Чем карта удобнее?
— «Таможенная карта» позволяет получить прозрачность в части учета таможенных платежей. Иностранным компаниям, работающим с Россией, сложно пояснить своим головным офисам, что они вынуждены делать авансы в государственный орган, чтобы ввезти тот или иной товар в страну. «Таможенная карта» — инструмент, который позволяет выплачивать таможенные платежи в момент таможенного оформления, и для них это, конечно, глоток свежего воздуха в части отсутствия авансовых платежей в таможню. Плюс к этому: таможенные карты дают прозрачность в учете платежей, позволяют вести аналитику, формировать различные отчеты, контролировать весь процесс по уплате таможенных платежей.
— Какой функционал несет «Таможенная карта»?
— Этот инструмент дает возможность участникам ВЭД решить внутренние учетные задачи с помощью архива таможенных платежей, например, в части скорости уплаты таможенных платежей. Не нужно держать денежные средства в таможне, достаточно хранить их на расчетном счете в банке, и в случае необходимости проведения платежей они списываются. Плюс «Таможенная карта» дает дополнительные инструменты в виде выпуска квалифицированной электронной подписи. Мы также реализовали свою собственную систему электронного декларирования. Причем участники ВЭД, клиенты по «Таможенной карте», ее получают бесплатно.
— Полезна ли «Таможенная карта» маленьким компаниям?
— Исторически «Таможенной картой» пользовались транснациональные компании, которые являлись большими, глобальными корпорациями с регулярным потоком и объемом платежей. Но спустя время мы стали замечать, что к «Таможенной карте» стали подключаться компании, у которых разовые платежи, нерегулярные поставки. Однажды я даже позвонил генеральному директору такой компании, у которой объем платежей составил 1000 рублей… Решил спросить, зачем ему «Таможенная карта». Он ответил, что рабочее время его бухгалтера стоит дороже, чем комиссия за пользование этим продуктом.
Объем таможенных платежей через «Таможенную карту» превысил 600 млрд рублей по итогам года, это около 13% всего объема, который собирает ФТС
Да и некоторые крупные компании не сразу поняли удобства и преимущества «Таможенной карты». Авансовые платежи — условно бесплатные, «Таможенная карта» — это комиссия. Но иногда авансовые платежи стоят гораздо дороже. Формирование документов, очные визиты в ФТС — все это занимает время.
— Как встроены продажи вашего продукта в продажи банковских продуктов?
— «Таможенная карта» либо дается сотрудникам банков, которые занимаются непосредственно взаимодействием с клиентами в части привлечения на другие продукты, либо транслируется в валютный контроль. Сотрудник валютного контроля имеет возможность предложить компании дополнительную услугу, которая позволит совершать уплату таможенных платежей и получать дополнительную отчетность.
Среди наших клиентов есть банки, которые взаимодействуют исключительно с крупнейшими участниками ВЭД. Это прежде всего транснациональные банки. У них «Таможенная карта» — это часть клиентской, адресной работы. В Сбербанке по нашему инструменту мы стали работать как раз в части валютного контроля, что уже показало свою эффективность.
— По вашим данным, каковы темпы роста рынка ВЭД?
— По всем показателям экспорт сейчас у нас растет. Это связано с тем, что экспорт становится рентабельным. Но многие импортеры продолжают заниматься импортом. Может быть, по количеству везут в Россию меньше, но за счет того, что курс рубля снизился, с точки зрения платежей мы не потеряли. Даже нарастили за последний год — объем таможенных платежей через «Таможенную карту» превысил 600 млрд рублей по итогам года, это около 13% всего объема, который собирает ФТС.
— А потенциал какой, как вы считаете?
— ФТС собирает около 5 трлн рублей, и мы оцениваем потенциал роста «Таможенной карты» как минимум в два раза.
— Да, есть же масса средних и небольших фирм, за счет них?
— В том числе. В ближайшем будущем, я думаю, появится ряд продуктов, которые будут предлагаться именно таким компаниям.
Об актуальных тенденциях в регулировании деятельности участников ВЭД, о том, почему регулятор в этой сфере идет к цифровизации быстрее, чем сами компании-участники и банки, «Б.О» рассказала Юлия Шуб, директор дирекции клиентского сервиса платежной системы «Таможенная карта»
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником