Банковское обозрение

Финансовая сфера

  • Как построить цифровой банк для малого бизнеса
23.05.2019 Аналитика
Как построить цифровой банк для малого бизнеса

Цифровой банк для предпринимателей «Сфера» ФГ БКС существует чуть больше полугода, но уже занял второе место в номинации «Банковский продукт года» премии Finaward. О создании проекта «Б.О» рассказали председатель правления БКС Банка Дмитрий Пешнев-Подольский и руководитель «Сферы» Дмитрий Костенко



Дмитрий Пешнев-Подольский, БКС Банк и Дмитрий Костенко, «Сфера». Фото: ФГ БКС

Дмитрий Пешнев-Подольский, БКС Банк и Дмитрий Костенко, «Сфера». Фото: ФГ БКС

— Почему БКС принял решение о разработке «Сферы» и привлечении сегмента малого бизнеса?

Дмитрий Пешнев-Подольский: Глобально мы строим на базе БКС Банка универсальный цифровой банк.

Малый бизнес — один из ключевых клиентских сегментов. Для работы с ним мы приняли решение создать отдельный бренд — цифровой банк для малого бизнеса «Сфера». Этим шагом мы хотим показать важность сегмента малого бизнеса и сделать фокус на упрощение жизни предпринимателей. Мы понимаем его ключевые потребности, проблемы и располагаем достаточными возможностями и экспертизой, чтобы помочь бизнесу стать эффективнее и прибыльнее.

В 2016 году мы обратили внимание на динамику роста сегмента малого бизнеса. По данным ФНС, каждый месяц регистрируется больше 100 тыс. компаний и предпринимателей, почти полтора миллиона в год. К этому показателю можно добавить примерно 25 млн незарегистрированных самозанятых, которые с 1 января 2019 года могут пройти упрощенную регистрацию и работать в «белом» секторе экономики.

Однако есть и другая статистика — через три года после регистрации продолжают работать только 3% компаний и предпринимателей. Остальные закрываются, ликвидируются или признаются банкротами. Мы провели исследование среди наших клиентов и выделили их основные проблемы.

Так появилась идея «Сферы » — первого в России цифрового банка для бизнеса, который взял на себя обязанности бухгалтера, юриста, документоведа и финдиректора.

— Чем «Сфера» отличается от других банков для малого бизнеса?

Дмитрий Костенко: Наше отличие в том, что мы строим банк вокруг малого бизнеса, его ежедневных задач и потребностей. Мы изучаем клиентские пути, смотрим, с какими сложностями предприниматели сталкиваются, и в нужный момент предлагаем решение.

Создание «Сферы» существенно повлияло на внутренние процессы БКС Банка, стало авангардом позитивных изменений

Например, предприниматель хочет заключить договор с контрагентом. Для этого надо составить текст соглашения — это можно сделать во встроенном в «Сферу» конструкторе документов. Это не требует специальных знаний, все шаблоны составлены юристами. Контрагент присылает правки? Их можно обсудить с юристом прямо в личном кабинете. Затем согласованный договор надо подписать — в «Сфере» есть электронный документооборот, не надо ничего распечатывать и никуда ездить, достаточно подписать договор электронной подписью. Контролировать оплату по договору тоже не придется — банк сам напомнит предпринимателю, что скоро наступит срок оплаты.

При этом все сервисы разработаны в нативном интерфейсе — для клиента услуги предоставляет банк «Сфера». Ему не надо разбираться и осваивать отдельные приложения. Мы общаемся с ним на одном языке, используем простые и понятные термины.

— Как разрабатывалась идея банка «Сфера»?

Дмитрий Костенко: Первым делом мы изучили рынок. Важно было сразу определить главные преимущества, понять, чем на старте мы будем отличаться от конкурентов. В сентябре 2016 года нашей стратегии дали зеленый свет, и мы приступили к разработке.

Затем начался тестовый этап: в 2017 году мы перевели в «Сферу» лояльных клиентов БКС. Больше года собирали обратную связь, пожелания и рекомендации. Добавляли не только финансовые функции, но и те, которые могут пригодиться бизнесу на разных этапах работы, например, удаленную регистрацию юридического лица. Параллельно оттачивали работу всей системы и укрепляли команду разработчиков.

В сентябре 2018 года состоялась презентация «Сферы» для журналистов, и мы открыли Банк для всех. К апрелю 2019 года получили более 30 тыс. заявок на открытие счета.

— Разработка повлияла на работу IT-систем самого БКС Банка?

Дмитрий Пешнев-Подольский: Создание «Сферы» существенно повлияло на внутренние процессы БКС Банка, стало авангардом позитивных изменений. При разработке мы использовали микросервисную архитектуру, делились на продуктовые команды для более быстрой и клиентоориентированной работы, применяли AGILE-методологию.

Теперь эти наработки активно используются в БКС Банке, они существенно сократили сроки вывода продуктов на рынок. Например, решение о создании быстрых электронных банковских гарантий было принято в апреле 2018 года, а уже через полгода продукт вышел на рынок. Также «Сфера» стала драйвером развития и центром экспертизы интернет-маркетинга в банке.

— Какие возможности для запуска «Сферы» дал банк БКС?

Дмитрий Костенко: Есть три больших преимущества создания продукта на основе финансовой группы — технологические наработки, финансирование проекта и сработавшаяся команда. Мы проделали за два года работу, на которую могло уйти в три раза больше времени. Информационная безопасность, HR, бэк-офис, бухгалтерия, АБС и процессинг — все это не пришлось создавать с нуля.

— Какие цифровые сервисы предлагает «Сфера» сегодня? Это полностью самостоятельные разработки или используются сторонние продукты?

Дмитрий Костенко: Сервисы «Сферы» отвечают трем принципам — единый бесшовный интерфейс, идентификация и аутентификация клиентов, проактивность. «Сфера» напоминает о важных событиях, предупреждает о рисках и дает индивидуальные рекомендации. И в каждом сервисе у нас есть уникальные для рынка преимущества.

Есть три больших преимущества создания продукта на основе финансовой группы — технологические наработки, финансирование проекта и сработавшаяся команда

Клиентам Банка доступна автоматическая онлайн-бухгалтерия для УСН 6% , и только у нас — для УСН 15%. Также в «Сферу» встроен электронный документооборот для отправки договоров и счетов контрагентам — нигде он не интегрирован в интерфейс настолько органично. В «Сфере» он подключается всем клиентам при открытии счета, для него бесплатно выпускается КЭП.

Кроме этого есть финансовая аналитика с учетом счетов в других банках, электронные банковские гарантии, маркетплейс партнерских предложений и онлайн-кассы с эквайрингом.

Но уникальность и главная особенность «Сферы» состоит в том, что ее сервисы тесно связаны между собой. Например, клиент подписывает с контрагентом электронный договор, платежи по нему автоматически учитываются в бухгалтерии и отображаются в графике денежного потока.

Большинство сервисов разработано внутри, но есть и партнерские интеграции. И это еще одно большое достижение — мы разработали архитектуру, к которой легко могут подключиться сторонние продукты с использованием API.

— Как вы принимаете решения о запуске? Какие сервисы ждать в будущем?

Дмитрий Костенко: Мы добавляем новые функции, отталкиваясь от потребностей разных сегментов бизнеса. Например, сейчас активно развиваем сервисы для малого бизнеса, работающего в области государственных закупок. Изначально это традиционный, нецифровой продукт. Мы же построили его исключительно в «цифре»: зарегистрироваться можно за несколько минут, гарантия будет готова за полтора часа, все документы загружаются в личный кабинет в электронном виде и отправляются на рассмотрение в несколько кликов.

Создав такую инфраструктуру, мы планомерно двигаемся в сторону расширения спектра услуг: от мониторинга доступных конкурсов до комплексного тендерного финансирования.

Реклама




Присоединяйся к нам в телеграмм
Читайте также