Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Цифровой банк для предпринимателей «Сфера» ФГ БКС существует чуть больше полугода, но уже занял второе место в номинации «Банковский продукт года» премии Finaward. О создании проекта «Б.О» рассказали председатель правления БКС Банка Дмитрий Пешнев-Подольский и руководитель «Сферы» Дмитрий Костенко
Дмитрий Пешнев-Подольский, БКС Банк и Дмитрий Костенко, «Сфера». Фото: ФГ БКС
— Почему БКС принял решение о разработке «Сферы» и привлечении сегмента малого бизнеса?
Дмитрий Пешнев-Подольский: Глобально мы строим на базе БКС Банка универсальный цифровой банк.
Малый бизнес — один из ключевых клиентских сегментов. Для работы с ним мы приняли решение создать отдельный бренд — цифровой банк для малого бизнеса «Сфера». Этим шагом мы хотим показать важность сегмента малого бизнеса и сделать фокус на упрощение жизни предпринимателей. Мы понимаем его ключевые потребности, проблемы и располагаем достаточными возможностями и экспертизой, чтобы помочь бизнесу стать эффективнее и прибыльнее.
В 2016 году мы обратили внимание на динамику роста сегмента малого бизнеса. По данным ФНС, каждый месяц регистрируется больше 100 тыс. компаний и предпринимателей, почти полтора миллиона в год. К этому показателю можно добавить примерно 25 млн незарегистрированных самозанятых, которые с 1 января 2019 года могут пройти упрощенную регистрацию и работать в «белом» секторе экономики.
Однако есть и другая статистика — через три года после регистрации продолжают работать только 3% компаний и предпринимателей. Остальные закрываются, ликвидируются или признаются банкротами. Мы провели исследование среди наших клиентов и выделили их основные проблемы.
Так появилась идея «Сферы » — первого в России цифрового банка для бизнеса, который взял на себя обязанности бухгалтера, юриста, документоведа и финдиректора.
— Чем «Сфера» отличается от других банков для малого бизнеса?
Дмитрий Костенко: Наше отличие в том, что мы строим банк вокруг малого бизнеса, его ежедневных задач и потребностей. Мы изучаем клиентские пути, смотрим, с какими сложностями предприниматели сталкиваются, и в нужный момент предлагаем решение.
Создание «Сферы» существенно повлияло на внутренние процессы БКС Банка, стало авангардом позитивных изменений
Например, предприниматель хочет заключить договор с контрагентом. Для этого надо составить текст соглашения — это можно сделать во встроенном в «Сферу» конструкторе документов. Это не требует специальных знаний, все шаблоны составлены юристами. Контрагент присылает правки? Их можно обсудить с юристом прямо в личном кабинете. Затем согласованный договор надо подписать — в «Сфере» есть электронный документооборот, не надо ничего распечатывать и никуда ездить, достаточно подписать договор электронной подписью. Контролировать оплату по договору тоже не придется — банк сам напомнит предпринимателю, что скоро наступит срок оплаты.
При этом все сервисы разработаны в нативном интерфейсе — для клиента услуги предоставляет банк «Сфера». Ему не надо разбираться и осваивать отдельные приложения. Мы общаемся с ним на одном языке, используем простые и понятные термины.
— Как разрабатывалась идея банка «Сфера»?
Дмитрий Костенко: Первым делом мы изучили рынок. Важно было сразу определить главные преимущества, понять, чем на старте мы будем отличаться от конкурентов. В сентябре 2016 года нашей стратегии дали зеленый свет, и мы приступили к разработке.
Затем начался тестовый этап: в 2017 году мы перевели в «Сферу» лояльных клиентов БКС. Больше года собирали обратную связь, пожелания и рекомендации. Добавляли не только финансовые функции, но и те, которые могут пригодиться бизнесу на разных этапах работы, например, удаленную регистрацию юридического лица. Параллельно оттачивали работу всей системы и укрепляли команду разработчиков.
В сентябре 2018 года состоялась презентация «Сферы» для журналистов, и мы открыли Банк для всех. К апрелю 2019 года получили более 30 тыс. заявок на открытие счета.
— Разработка повлияла на работу IT-систем самого БКС Банка?
Дмитрий Пешнев-Подольский: Создание «Сферы» существенно повлияло на внутренние процессы БКС Банка, стало авангардом позитивных изменений. При разработке мы использовали микросервисную архитектуру, делились на продуктовые команды для более быстрой и клиентоориентированной работы, применяли AGILE-методологию.
Теперь эти наработки активно используются в БКС Банке, они существенно сократили сроки вывода продуктов на рынок. Например, решение о создании быстрых электронных банковских гарантий было принято в апреле 2018 года, а уже через полгода продукт вышел на рынок. Также «Сфера» стала драйвером развития и центром экспертизы интернет-маркетинга в банке.
— Какие возможности для запуска «Сферы» дал банк БКС?
Дмитрий Костенко: Есть три больших преимущества создания продукта на основе финансовой группы — технологические наработки, финансирование проекта и сработавшаяся команда. Мы проделали за два года работу, на которую могло уйти в три раза больше времени. Информационная безопасность, HR, бэк-офис, бухгалтерия, АБС и процессинг — все это не пришлось создавать с нуля.
— Какие цифровые сервисы предлагает «Сфера» сегодня? Это полностью самостоятельные разработки или используются сторонние продукты?
Дмитрий Костенко: Сервисы «Сферы» отвечают трем принципам — единый бесшовный интерфейс, идентификация и аутентификация клиентов, проактивность. «Сфера» напоминает о важных событиях, предупреждает о рисках и дает индивидуальные рекомендации. И в каждом сервисе у нас есть уникальные для рынка преимущества.
Есть три больших преимущества создания продукта на основе финансовой группы — технологические наработки, финансирование проекта и сработавшаяся команда
Клиентам Банка доступна автоматическая онлайн-бухгалтерия для УСН 6% , и только у нас — для УСН 15%. Также в «Сферу» встроен электронный документооборот для отправки договоров и счетов контрагентам — нигде он не интегрирован в интерфейс настолько органично. В «Сфере» он подключается всем клиентам при открытии счета, для него бесплатно выпускается КЭП.
Кроме этого есть финансовая аналитика с учетом счетов в других банках, электронные банковские гарантии, маркетплейс партнерских предложений и онлайн-кассы с эквайрингом.
Но уникальность и главная особенность «Сферы» состоит в том, что ее сервисы тесно связаны между собой. Например, клиент подписывает с контрагентом электронный договор, платежи по нему автоматически учитываются в бухгалтерии и отображаются в графике денежного потока.
Большинство сервисов разработано внутри, но есть и партнерские интеграции. И это еще одно большое достижение — мы разработали архитектуру, к которой легко могут подключиться сторонние продукты с использованием API.
— Как вы принимаете решения о запуске? Какие сервисы ждать в будущем?
Дмитрий Костенко: Мы добавляем новые функции, отталкиваясь от потребностей разных сегментов бизнеса. Например, сейчас активно развиваем сервисы для малого бизнеса, работающего в области государственных закупок. Изначально это традиционный, нецифровой продукт. Мы же построили его исключительно в «цифре»: зарегистрироваться можно за несколько минут, гарантия будет готова за полтора часа, все документы загружаются в личный кабинет в электронном виде и отправляются на рассмотрение в несколько кликов.
Создав такую инфраструктуру, мы планомерно двигаемся в сторону расширения спектра услуг: от мониторинга доступных конкурсов до комплексного тендерного финансирования.
Реклама
В январе 2019 года вступил в силу Федеральный закон о создании специального налогового режима — «Налог на профессиональный доход». Свою задачу Сбербанк видит в том, чтобы максимально облегчить путь клиента, решившего стать плательщиком налога на профессиональный доход, и помочь ему в решении рутинных задач
По темпам цифровизации и внедрения инноваций банковский сектор России давно занимает лидирующие позиции. Еще в 2020 году, согласно исследованию компании Deloitte, Россия вошла в топ-10 стран по цифровизации банков. Куда направлен вектор инноваций четыре года спустя? Какие подходы к автоматизации финансовых процессов находятся на гребне технологической волны?
Когда наступает банкротство организации или гражданина, это событие, как правило, затрагивает интересы очень и очень многих: самого должника, его контролирующих и аффилированных лиц, реальных и потенциальных контрагентов должника, иных субъектов — в том числе и государства. Поэтому информация о факте возбуждения и ходе дела о банкротстве должна быть публичной, чтобы широкий круг лиц мог соответствующие сведения получить, проанализировать и оценить, например, в контексте собственных рисков продолжения взаимоотношений с должником