Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Пандемия коронавируса шокировала мировую экономику, существенно изменив возможности и поведение клиентов. Несмотря на значительные улучшения в части борьбы с самим заболеванием, его последствия коренным образом изменят типичные подходы по работе с банковскими клиентами. И этот новый вызов открывает беспрецедентный потенциал цифровой трансформации бизнеса и операционной модели обслуживания клиентов
Edelman Trust Barometer провел опрос 12 000 человек в Бразилии, Канаде, Китае, Германии, Франции, Индии, Италии, Японии, Африке, Корее, Великобритании и США. В результате 65% опрошенных заявили, что реакция бренда на пандемию повлияет на отношение к компании, а 71% навсегда перестанут доверять компании, если она захочет нажиться на ситуации, вместо того чтобы помочь людям.
Вернемся к термину «лояльность клиентов». Во многих банках это просто цифры: активность клиента, его остатки на счетах, клиентский стаж, количество продуктов и др. Люди рассматриваются как знаки в отчетах, что в корне неверно. Серьезная проблема оттока во многих банках — тому доказательство. Акции, бонусные и кэшбэк-программы не удержат клиента, если он не доверяет банку, а печальные итоги пандемии вывели эту проблему на передний план.
Борьба за доверие клиентов — вот главный инструмент в борьбе за их удержание в текущей ситуации. Если клиент будет чувствовать эмпатию и поддержку, то он никогда не уйдет к конкуренту.
В качестве примера, рассмотрим действия некоторых банков и брендов:
И это только малая часть мероприятий, организованных банками и компаниями в период пандемии. Компания McKinsey выпустила аналитическую статью с рекомендациями банкам о мерах, которые необходимо предпринять, чтобы они смогли функционировать в будущем. Из отчета следует, что в Китае и Италии количество пользователей цифровых банковских технологий выросло на 10–20% через четыре недели после начала эпидемии. Банки в Китае дезинфицировали наличные, как и несколько южнокорейских банков. JPMorgan принял решение закрыть на некоторое время 20% своих филиалов в США и сократить штат. Несколько канадских банков объявили, что будут работать вместе для сокращения графика.
Банкам крайне важно заявить о своей заботе о клиентах и максимально упростить взаимодействие. В кризис 2008 года банки рассматривались как источник проблемы, но сейчас они могут стать частью ее решения. По мнению McKinsey, в целях минимизации негативных финансовых последствий для клиентов банкам стоит принять дополнительные меры, чтобы проявить свою заботу: предоставить кредитные каникулы и отсрочки, оказать дополнительную поддержку, помогать за рамками финансовых обязательств, предоставить новые каналы связи, поощрять использование цифровых каналов, помогать уязвимым группам населения, повысить контроль над инфраструктурой, системами и процессами, пересмотреть операционные модели, расширить спектр своих услуг, в том числе запустить инвестиционные сервисы, консультировать клиентов удаленно, предложить бухгалтерские и налоговые услуги.
Банки, правильно и своевременно отреагировавшие на изменения, смогут значительно укрепить свои позиции на рынке. Репутация выходит на первый план, доверие клиентов становится ее основой.
Но есть и плюсы. В связи с вынужденной самоизоляцией в положительную сторону изменилось платежное поведение клиентов по банковским картам. Компания МС проанализировала поведение клиентов в период пандемии (см. рисунок).
По данным Сбербанка, перед началом активного распространения коронавируса в России граждане стали чаще ходить в магазин (3,2 раза в неделю, а не 3), больше тратить на продукты (на 23%, пятилетний максимум) и забирать депозиты из банков.
Пришло время пересмотреть условия кредитных банковских продуктов, а также дать поработать программам лояльности на пределе их эффективности
Пандемия привела к снижению финансовых возможностей большей части клиентов, но в кризисный период все бренды крайне заинтересованы в их удержании. Пришло время пересмотреть условия кредитных банковских продуктов, а также дать поработать программам лояльности на пределе их эффективности. В условиях сокращения бюджетов стали особенно актуальны партнерские банковские программы. Стоит тщательно пересмотреть список партнеров на предмет актуальности текущей ситуации и на основании персонализированного подхода провести цикл кампаний, в том числе:
Карантин закончился, но пандемия еще нет. Это новый вызов для банковского рынка, который может достаточно сильно изменить расстановку сил. Игроки, которые подойдут к проблеме стратегически, а не попробуют нажиться на ситуации, смогут получить такой уровень лояльности, который не даст ни одна, даже лучшая программа или продукт. А итоги мы сможем подвести в следующем году.
Customer centricity — долгосрочный тренд в ситуации все возрастающей конкуренции, а работа по привлечению и удержанию клиента, созданию у него wow-эффекта — дорогостоящее «удовольствие». Обмен практиками — куда более прагматичный способ, чем изобретение пресловутого велосипеда в сегменте клиентской лояльности, решили в «Б.О» и провели совместно с Аналитическим агентством «БизнесДром» в начале февраля первую кейс-конференцию «FinCX-2020: Технологии и best-practice клиентского сервиса в финансовой сфере»
Арам Мурадян, управляющий директор департамента по работе с экосистемными партнерами, финансовыми институтами и посредниками «Ренессанс Страхования», рассказал генеральному директору АЦ «БизнесДром» и шеф-редактору «Банковского обозрения» Павлу Самиеву о работе с экосистемными партнерами, развитии повседневной коммуникации с клиентами и механизме создания продуктов с высокой потребительской ценностью
Вопрос банкротства иностранной компании, у которой есть активы в Российской Федерации (трансграничное банкротство), практически не урегулирован российским законодательством. Суды при принятии решения о банкротстве в основном применяют аналогию права и руководствуются общими положениями Закона о банкротстве и гражданского законодательства