Банковское обозрение (Б.О принт, BestPractice-онлайн (40 кейсов в год) + доступ к архиву FinLegal-онлайн)
FinLegal ( FinLegal (раз в полугодие) принт и онлайн (60 кейсов в год) + доступ к архиву (БанкНадзор)
Описание номера
«БО» предлагает звездам искусства и шоу-бизнеса объяснить, как они понимают те или иные банковские термины. Конечно, это не классические экономические толкования, но они помогают понять, как усилия банков отражаются и воспринимаются потребителями, причем именитыми. Звезды не просто играют в ассоциации, но и рассказывают о своем личном опыте общения с банками. Рубрику ведет Инга Репина
Меры, предпринятые российскими финансовыми властями для урегулирования кризиса ликвидности, устраивают пока далеко не всех участников рынка. Практически все региональные банки, независимо от своего размера, оказались «чужими на празднике жизни» распределения госсредств. О том, какие проблемы это может вызвать на национальном банковском рынке, и о мерах, которые необходимо предпринять для обеспечения банкам равного доступа к «длинным деньгам», рассказал в интервью «БО» глава Ассоциации региональных банков «Россия» Анатолий Аксаков.
В конце марта в Ассоциации российских банков прошел семинар «Новый уровень операционного взаимодействия с Банком России», организаторами которого выступили Московский банковский союз Банка России и компания «Комкор». Среди московских банкиров создание коллективного центра обработки информации (КЦОИ) обсуждалось давно, и страсти, что называется, накалились, а потому желающих принять участие в семинаре оказалось в два раза больше, чем мог вместить зал: из 160 организаций, подавших заявки, только 80 удалось туда попасть. На семинаре представителям банковских организаций рассказали об особенностях обработки платежной информации в КЦОИ в Москве с использованием ТПК «РАБИС НП».
Первый российский офис компания British Telecom, один из мировых лидеров в сфере современных финансовых услуг, открыла в 2006 году. Сегодня ВТ заявляет о расширении сферы своего влияния и увеличении инвестиций на российском рынке. О планах и видении развития финансового рынка «Банковскому обозрению» рассказал президент ВТ в России и СНГ Ричард ван Вагенинген.
Рынок секьюритизации сейчас напоминает замерзшего мальчика Кея из сказки «Снежная королева»: никого не любит, ничего не хочет. И особенно, как подчеркивают эксперты, «не любит» и «не хочет» ценных бумаг российских банков, которые еще недавно пользовались на нем весьма высоким спросом. Надеяться на живительный поцелуй Герды в этой ситуации не приходится, как, впрочем, и на быстрое урегулирование кризиса ликвидности. Ирония же судьбы для них состоит в том, что наши банки только-только успели попробовать «на вкус», как эффективен данный механизм привлечения средств и какие выгоды сулит он тем, кто не побоится пройти достаточно сложный процесс подготовки сделки по секьюритизации от начала до конца.
Система безопасности в большинстве банков нацелена на выявление как внешних, так и внутренних врагов. Именно с целью обнаружения последних неусыпное око видеокамер следит за происходящим в бэк-офисе. Таким образом можно обнаружить не только мошенников, но и злостных тунеядцев.
«БО» предложило своим экспертам выставить оценки не рекламным макетам, «продвигающим» услуги банков по кредитованию или привлечению вкладов, а банковским слоганам. Задача непростая: на первый взгляд все слоганы похожи друг на друга. И все они в большинстве своем делают акцент на одни и те же ценности: доступность банковских услуг, ответственность банков перед клиентами, готовность финансово-кредитных структур идти навстречу пожеланиям людей и т.д. По мнению экспертов «БО», говорить о «похожести» слоганов как раз не приходится: каждый из них уникален и каждый призван отразить не только ценности, которыми банк руководствуется в своей деятельности, но и весь опыт банка, накопленный у кого за несколько лет жизни, а у кого за несколько десятилетий. Большое внимание эксперты обращали и на то, насколько запоминающимся и легким для восприятия является слоган банка, насколько он стимулирует имеющихся и потенциальных клиентов пользоваться услугами данной финансово-кредитной структуры. Как уже стало привычным, «БО» отобрало для оценки шесть банковских слоганов, постаравшись при этом, чтобы в проекте приняли участие и дочерние структуры иностранных групп, и национальные банки. Первое место безоговорочно заняла группа «Сетелем», являющаяся 100-процентной розничной «дочкой» BNP Paribas: ее слоган набрал три оценки «нравится» и одну — «никак». Второе место с двумя положительными оценками, одной отрицательной и одной нейтральной занял Оргрэсбанк. Чуть-чуть более критично оценили эксперты слоган Экспобанка — две оценки «нравится» и две — «не нравится». Слоганы Ситибанка и Банка Москвы набрали равное число положительных отзывов, но разошлись по числу отрицательных и нейтральных. Слоган банка «Союз» был воспринят большинством экспертов нейтрально, хотя участники опроса отмечали некоторые его сильные стороны.
Ежегодный спрос малых предприятий России на кредитные ресурсы оценивается специалистами в 25–30 млрд долларов. Удовлетворяется он, по данным исследований «Эксперт РА», пока не более чем на 20%. Но в последние три года банки все более активно стремятся «застолбить» и этот сегмент — едва ли не раз в неделю появляется реклама новых банковских продуктов для малого бизнеса. Разделить свои риски кредиторы хотят со страховщиками — и последние показывают большую готовность к конструктивному диалогу.
Мировые рынки надеются на более скоординированную политику ФРС и ЕЦБ по снижению процентных ставок и насыщению рынков ликвидностью. Без этого перспективы быстрого восстановления мировых рынков и экономики достаточно призрачны. В России также активизируется дискуссия о необходимости использовать ресурсы государства и госкорпораций для замещения недоступных внешних займов. Однако ускорение инфляции в апреле заставляет отложить эти планы на будущее.
Пожалуй, сегодня никто не спорит, что в клиентоориентированном банковском секторе деловой костюм — это необходимость, обусловленная стандартами международного рынка финансовых услуг. И на первый план выходит не вопрос «нужно — не нужно», а технические детали внедрения банковского дресс-кода для разных категорий сотрудников. Чтобы в итоге получилось комфортно, корректно и приемлемо по деньгам для банка и сотрудника.
Ипотечный кризис в США и кризис ликвидности на международных рынках резко ухудшили положение «инвестиционщиков» в иностранных банках. Многим из них пришлось, уйти с высокооплачиваемой работы или — смириться с тем, что их бонусы «порезаны» в рамках борьбы за экономию средств. На этом фоне российские банкиры, работающие в инвестиционном бизнесе, кажутся настоящими баловнями судьбы. Условия труда, которые предлагают им новые работодатели, зачастую оказываются еще более выгодными, чем раньше. И заслуга в этом прежде всего госбанков: они не стоят за ценой, если речь идет о переманивании инвестиционной «звезды».
Пока иностранные банки и инвестфонды затаились и размышляют, стоит ли в ближайшие месяцы связываться с российским строительным рынком, ситуация благоприятствует местным игрокам. И даже не имея обширного опыта, осуществить рентабельный девелоперский проект можно, используя наработанные за недолгую историю российского девелопмента инвестиционные механизмы.